Расплата за былое малодушие

Договоренности между Ираном и КНР были заключены без учета российских интересов

Говорить о заключенном между Ираном и Китаем в минувшую субботу, 23 января, обширном пакете договоренностей спокойно, без паранойи и конспирологии – непростая задача, с которой уже в целом не справились ни широкая «кухонная» блогосфера, ни узкое экспертное сообщество.

На разные лады и с разным содержательным наполнением провозглашается нехитрый тезис: Россию снова обделили, пнули грубо и некрасиво. Да кто пнул! Те, кого считали и считаем союзниками.

Оппонировать этим настроениям – задача почти безнадежная, поскольку формально говорится правда. Даже при беглом ознакомлении с пунктами подписанных соглашений приходишь как минимум к одному очевидному выводу: по ценам на энергоносители теперь с Китаем придется быть еще боле сговорчивыми. Куда еще более? А как раз туда, куда теперь Тегеран укажет…

Но если пункт, касающийся поставок иранской нефти в Поднебесную был не только предсказуем, но и даже ожидаем, то по части обслуживания иранской энергетической инфраструктуры китайцами – тут действительно как-то совсем уж некрасиво по отношению к нам получилось.

Не сказать, что строительство АЭС в Бушере стало для России легким и беспроблемным мероприятием «в удовольствие», но моральные и материальные издержки от реализации этого стратегически важного проекта – как хотя бы их покрыть, не говоря уже о далеко перспективных выгодах.

Но зададимся трезво вопросом. Иран и Китай обязаны были хотя бы советоваться с Москвой при заключении договоров, касающихся их двусторонних хозяйственно-политических отношений?

И тут же вопрос совсем наводящий себе зададим – что мы сделали для того, чтобы Тегеран в ходе предварительной работы по договорам поостерегся нас неприятно озадачить?

Какие действительно рабочие альтернативы нами были предложены в части инвестиций и как таковом соучастии в развитии инфраструктуры?

И действительно ли Тегеран забыл былые обиды на нашу травоядность в вопросах военно-технического сотрудничества, которую мы позволяли себе не только в козыревские 90-е, но и вполне себе уверенные нулевые? А Китай также смогли заинтересовать?

Вопросы неприятные, риторические, но важные для нас самих.

В беседе с обозревателем KM.RU публицист, ведущий эксперт Центра политических экспертиз Наталья Макеева заметила, что заключенные между Китаем и Ираном договоры не должны вызывать беспокойства:

- Ни о каком недружественном выпаде против России в данном случае говорить конечно же не приходится, напротив говорить следует о неизбежном укреплении евразийского полюса, который сегодня противостоит полюсу Запада.

Геополитические интересы Ирана и Китая совпадают с таковыми у России – мы вместе боремся с американской гегемонией и, в частности, с попытками США утвердиться в ближневосточном и среднеазиатском регионах.

Что касается задевания наших интересов в сфере внешней торговли и атомной энергетики, то на фоне той безусловной выгоды, которую в себе несёт для всего евразийского проекта укрепляющийся союз Тегерана и Пекина, это можно отнести к некоторым издержкам.

Безусловно, Россия должна на порядок более активно участвовать в этих процессах и не бояться конкуренции. Но уж точно не перспективы соперничества с Китаем нас сегодня должны заботить в первую очередь, угроза вовсе не со стороны Пекина, который был и остается нашим стратегическим союзником.

Конечно, это печально, что договоренности между Ираном и КНР, касающиеся в том числе и интересов России, были заключены без учета наших интересов, но это должно лишь прослужить стимулом для более активной работы – как двусторонней, с Тегераном и Пекином, так и глобальной, направленной на усиление нашего присутствия в регионе и дальнейшее развитие евразийского проекта как мощного мотивам крик Антиамериканского полюса.