Ученые нашли метеориты, которым 4 миллиарда лет
На модерации
Отложенный
«ОСНОВНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ ПОЛЯРНИКОВ - САЖАТЬ ОГУРЦЫ НА ПОДОКОННИКЕ»
Экспедиция началась 20-го декабря, когда группа из шести ученых прибыла в Антарктиду на станцию Новолазаревскую. Путь от Кейптауна, что в Африке до самого южного континента, они преодолели по воздуху – на транспортном самолете Ил-76. К этому моменту на станции их уже дожидалось все оборудование и припасы, которые были доставлены в Антарктиду из Санкт-Петербурга по морю, пишет "Комсомольская правда-Екатеринбург".
– Три дня мы находились на станции, ожидая, когда нам дадут добро на вылет на массив Ломоносова, где должны были проходить полевые работы, – рассказал Виталий Лазо, участник экспедиции. – Мы конечно без дела не сидели, ходили вокруг станции с металлоискателями. Ничего правда не нашли.
– А что собою станция Новолазаревская представляет? – уточняем мы.
– Это комплекс сооружений на оазисе Ширмахера – таком горном образовании. Там же еще и индийская станция рядом находится.
– И основное увлечение у полярников – сажать огурцы на подоконнике, – добавил Михаил Ларионов, участник экспедиции.
Всего на отечественной станции наши ученые пробыли три дня, после чего двинулись на 150 километров вглубь континента – за массив Вольтат. Изначально планировались, что пойдут туда они по земле – санным поездом. Однако выяснилось, что по пути к массиву во льду открылось очень много трещин. Ширина некоторых из них от края до края составляла три метра. В итоге ученые УрФУ полетели к месту полевых работ на маленьком самолете.
– Всего за час долетели до массива Вольтат. Приземлились прямо на лед. Мы сразу же оттащили вещи к ближайшей горе и стали готовить там базовый лагерь, – рассказал Виталий Лазо. – Для лагеря несколько часов готовили ровную площадку – подрубали лед. Потом поставили палатку и возвели вокруг нее каменную стену для защиты от ветра. И все равно бури там такие были, что оттяжки все рвало. Ночью в непогоду приходилось выходить, восстанавливать все.
В МЕСТЕ, ГДЕ НЕ СТУПАЛА НОГА ЧЕЛОВЕКА, НАШЛИ МЕТЕОЗОНД
Плохая погода стояла в Антарктиде несколько дней из-за чего ученые первое время никак не могли выбраться на улицу, чтобы начать поиск метеоритов.
– Порой палатка из-за ветра хлопала так громко, что мы не слышали друг друга. Приходилось кричать друг другу в ухо, – добавил Виталий Лазо. – Было страшно, что палатку унесет. Самый пик бури мы провели собранные, сидя на рюкзаках. В случае если бы палатку порвало, у нас был готов сценарий – мы поставили бы вторую поменьше внутрь нее. Все равно выжили бы!
Когда, наконец, распогодилось, оказалось, что Антарктида не настолько гиблое место, как о ней пишут в приключенческих романах.
– По градусам там не холоднее чем здесь в Екатеринбурге, – поделился Сергей Малагамба, участник экспедиции. – А по ощущениям зависит от того есть ли солнце, и есть ли ветер. Ночью температура воздуха до -20 градусов опускалась. Как только выходило солнце оно тут же прогревало палатку и из спальников мы выползали при комфортной температуре. А в штиль там вообще можно было раздеться и загорать.
Ученые работали в месте, где до них еще не ступала нога человека. При этом выяснилось, что птицы там хозяйничают уже давно.
– Там гнездятся маленькие, похожие на чаек создания. Их называют Арктическими феями – красивые, белоснежные, пугливые птички, – добавил Виталий Лазо. – За едой они могут и 200 километров пролететь.
К слову, кроме птиц, в месте, где не ступала нога человека, ученые вдруг обнаружили… следы цивилизации. Собирая голубой лед в одном из ущелий (в нем могла быть метеоритная пыль, – Прим. Ред.) они нашли отечественный метеорологический зонд. Оказалось, что его отнесло ветром от станции Новолазаревская на 150 километров вглубь континента.
НОВЫЙ ГОД ВСТРЕТИЛИ С ЗАМОРОЖЕННЫМ АНАНАСОМ
Каждый день в 08.00 ученые вставали. В 10.00 отправлялись на полевые работы.
Они выбирали направление от базового лагеря и двигались по нему. Порой путь занимал 11 часов. В базовый лагерь ученые возвращались лишь к 20.00, после чего ужинали и ложились спать. На ночь солнце Антарктиды не пряталось за горизонтом, поэтому там всегда было светло.
Долгое время поиски не давали никаких результатов, хотя должно было быть наоборот. Напомним, в Антарктиде благодаря сильным ветрам и постоянному движению льдов, все тела, упавшие с небес, постепенно выносит на поверхность. Из-за этого их можно собирать, как грибы после дождя. Увидел черный камень на поверхности – вероятнее всего он окажется метеоритом. Правда, это все в теории. На практике оказалось, что найти метеорит в Антарктиде не так-то легко, ведь на поверхности лежат не только метеориты, но и обычные земные булыжники. Первый раз ученым повезло лишь накануне Нового года.
– Первый метеорит мы нашли 30 декабря, – рассказал Сергей Малагамба, участник экспедиции. – Там было большое поле голубого льда, засыпанное камнями. Мы целый день ходили по льду впустую, и когда пошли обратно в лагерь, я увидел камушек, который явно выделялся на фоне остальных. Позвал Михаила Ларионова. Посмотрели, действительно – метеорит. Поздравили друг друга. Такой подарок в канун Нового года.
К слову сам праздник ученые отметили в палатке. Салатов и шампанского у них не было. Основу праздничного стола составили сухарики, шоколад и замороженный ананас, который они специально взяли с собой для торжественного случая.
СОБРАЛИ 30 КИЛОГРАММОВ ОБРАЗЦОВ
Так прошло порядка 20 дней, после чего пришла пора возвращаться на большую землю. Прежде чем вылететь на станцию Новолазаревскую ученым пришлось самим подготовить взлетно-посадочную полосу для самолета, который отправили за ними. Пилоты попросили найти участок без трещин и обозначить его. С собой на Урал ученые привезли только парочку найденных метеоритов. Еще 30 килограммов образцов, плюс несколько бочек голубого льда сейчас находятся на станции Новолазаревской. В апреле за ними прибудет корабль и увезет их в Санкт-Петербург.
– Будем распиливать образцы, полировать их и изучать на оптическом и электронном микроскопе. Выясним их химический состав и структуру, – пояснил Михаил Ларионов. – Это поможет нам понять, к какому типу метеоритов относятся образцы. Может быть это хондрит, может фрагмент Луны или вообще Марса.
Те образцы, которые уже привезли на Урал – каменные метеориты. А значит их возраст – порядка 3-4 миллиардов лет.
– Каменные метеориты появились до начала существования нашей планеты. Железные гораздо позже, когда уже прошли стадию переплавки в ядрах планет, – добавил Михаил. – Сколько именно найденные метеориты пролежали во льдах пока сказать сложно. Возможно, не больше трех миллионов лет. Именно столько существует ледовый покров в Антарктиде.
Но это лишь предварительные данные. Более глубокое изучение образцов позволит не только узнать, как формировалась солнечная система, но и понять, как легче всего разрушить большой метеорит, если тот вдруг возьмет курс на столкновение с Землей.
– Челябинский метеорит показал, что даже рядом с населенными пунктами падают метеориты, и надо быть готовыми, чтобы не вымереть, как динозавры, – в шутку добавил Михаил Ларионов.
КСТАТИ
Воспользовавшись тем, что за массивом Вольтат еще не ступала нога человека, наши ученые дали имя горе, на склоне которой они разбили базовый лагерь. Они решили назвать ее в честь руководителя метеоритной экспедиции Виктора Гроховского – руководителя Метеоритной экспедиции, профессору УрФУ, изучавшего Челябинский метеорит.
– Эта гора очень удобна для просмотра ледовых полей, – рассказал Виталий Лазо. – Мы несколько раз на нее ходили и, посовещавшись, решили назвать ее горой Гроховского. Поднявшись в очередной раз, мы собрали на вершине горку из камней и спрятали внутри бутылку с запиской. Там указан список участников экспедиции, а также то, что мы назвали гору – горой Гроховского.
Комментарии