Людмила Улицкая рассказала, почему считает женщин лучшей половиной человечества

Людмила Улицкая рассказала, почему считает женщин лучшей половиной человечества
http://zbulvar.ru/stars/lyudmila-ulickaya-rasskazala-pochemu-schitaet-zhenschin-luchshey-polovinoy-chelovechestva/


Недавно вышел новый роман Людмилы Улицкой «Лестница Якова». По сути, это семейная сага, в основу которой легли письма её родных. О новом романе и о себе писательница рассказала на презентации своей книги, на которой побывал «Звездный бульвар».

 
Людмила Улицкая

В нашей семье все были любителями писать
— Людмила Евгеньевна, как родился замысел нового романа?

— Когда-то очень давно, когда я ещё была биологом, находясь в экспедиционной поездке в Средней Азии, разговорилась с одним стариком мусульманином. Он мне сказал, что, если у них в ауле человек не знает семи предков позади себя, то он безродный бродяга. Эта мысль не вылетала у меня из головы. После смерти бабушки я нашла сундук с огромным количеством рукописей. В нашей семье все были любителями писать. Открыла папочку и увидела, что первое письмо датировано 1911 годом. Как потом выяснилось, там было 500 писем с 1931 по 1937 год, плюс одно письмо 1954 года. В 2011 году переписке исполнилось сто лет, и я поняла, что если я эти письма не прочитаю и не поработаю с ними, то мои дети точно выбросят их на помойку.

 
Людмила Улицкая

— Какой вы запомнили свою бабушку?

— Бабушка была совершенно очаровательным, артистически прелестным человеком и очень мало походила на более или менее мещанское окружение моего дома.
То есть таких правильных инженерно-научно-хозяйственных людей по маминой линии. Она была человеком Серебряного века, довольно известной актрисой, и при этом ещё и большой революционеркой. В партию она никогда не вступала, но всегда считала себя беспартийной большевичкой.

Дуся, купи мне пол-литра молока
Когда в 1970-е годы я приходила к ней на улицу Воровского, она меня звала на середину комнаты, чтобы шёпотом попросить: «Дуся, купи мне пол-литра молока». Эта привычка говорить шёпотом и все скрывать от соседей, к сожалению, так глубоко въелась, что границы этого терялись. Ей казалось, что всё то, что она говорит внучке, прослушивается, записывается и куда надо докладывается.

 
Людмила Улицкая

— Насколько глубоко вам удалось копнуть историю вашей семьи?

— Самая дальняя семейная история, которую я узнала, связана с отцом моего прадеда. В семье сохранилась его фотография 1860-х годов. Это был мой предок по материнской линии Исаак Гинзбург. Он 25 лет провёл на царской службе. От своего прадеда я узнала, что история его очень печальна.

Этого самого Исаака отдали в кантонисты, то есть в солдаты, в возрасте 12 лет, причем вместо какого-то другого мальчика.
Он служил под началом генерала Скобелева, участвовал в русско-турецкой войне. Домой он не вернулся.

Просыпаясь, бегу к компьютеру…
— Вы живете по принципу ни дня без строчки?



— Никогда у меня никаких нормативных планов не бывает. В моей личной жизни, простите за тавтологию, жизнь важнее работы. Если мне кто-то позвонил или надо куда-то сбегать, я оставляю работу, иногда неспокойно, с большим чувством раздражения. Поэтому работа растягивается, как ей удобно. К тому же, когда я пишу, я очень плохо живу: перестаю нормально спать, потому что роман всё время крутится в голове. Просыпаясь, бегу к компьютеру…

Вообще, я человек ленивый и неорганизованный, но с большим чувством самосознания и всю жизнь с собой борюсь.
Свершения на этом пути есть. Я пишу записочки дел на картоночке — одну, вторую, третью… И по мере осуществления их вычеркиваю. Точно так же делал мой дед, которого я видела всего лишь раз в жизни. Это я узнала, читая его записные книжки.

— Судя по вашим произведениям, вы придерживаетесь мнения, что женщины — лучшая половина человечества?

— В основном, да. Особенно это касается нашей страны. В России женщины всегда вели невероятно тяжелую жизнь. На их плечи ложился груз, который мало в каких странах женщины получали. История последнего столетия — это выживание женщин без мужчин.

Женщины в России выполняют не только женские функции, но и вынуждены выполнять большую часть мужских.
Правда, и социальные обстоятельства были такие, что мужчинам было труднее выживать. Если говорить в целом о человечестве, то женщины в большей степени ответственны за биологическую программу продолжения рода.

Мужчины — самцы. Завоевание территории, войны — это мужское дело.
Уровень агрессии у мужчин и женщин разный именно в силу разности задач. Биологическая программа женщины такова, что женщина более нравственное существо. Ведь воспитание ребенка предполагает некий альтруизм.

В Москву всегда приезжаю с чувством, что вернулась домой
— Чем занимаются ваши сыновья?

— Один окончил Колумбийский университет по специальности «кризисная экономика». Судя по тому, что сейчас происходит, без работы он не останется. А второй особого образования не получил, но у него хороший английский, и он стал синхронным переводчиком. Оба живут в Москве.

 
Новый роман Людмилы Улицкой

— Вы уютно чувствуете себя в Москве?

— В Москве мой дом. И я ничего не хотела бы в этом менять. Здесь мои друзья, друзья моих друзей, которых я тоже держу за близких. Все они составляют воздух моей жизни. Без них мне очень тяжело. Мне, конечно, есть где жить, кроме Москвы. Однажды я целых три месяца провела в Италии. Но в Москву всегда приезжаю с чувством, что вернулась домой.

— Каковы ваши планы?

— Мне стало легче после того, как я сбросила с себя этот труд, дотянула книжку до конца. Попробую дальше жить как частный человек пожилого возраста. Мне 72 года. Сейчас еще немного повыступаю и буду считать, что я свободна. Может, я напишу рассказик или пьесу, но на роман, думаю, больше не поднимусь.

(Записала  Ирина Колпакова)