Закупки зерна-ЭТО плохо?Плюньте в рожу либерасту.

Попробуем сопоставить Россию и Западную Европу по одному из существенных измерений климата. Вегетационный  период на широте Москвы составляет 140 дней. Вегетационный период на той же широте в Германии – примерно 210 дней.Во Франции – 240 дней и более. Если это все еще важно и сейчас, когда сельское хозяйство перестало быть главной отраслью производства и обогатилось  машинами, то в средневековой истории это было огромным преимуществом для западноевропейского крестьянина по сравнению с русским  - у него было два лишних месяца на сельскохозяйственные работы и более гарантированные погодные условия. К примеру, уже в XII веке во Франции практиковали 4 вспашки земли.

Еще одним следствием более короткого периода была ограниченность возможности развития животноводства, поскольку заготовка сена для скота тоже требовала времени – и вместе с этим ограниченность такого ресурса для развития земледелия, как удобрение земли.

В результате  европейские урожаи уже в XIII-XIV веках достигали уровня сам-пять – сам-семь, иногда  достигая урожая сам-десять[1], тогда как в России еще в конце XV-начале XVI столетия[2] они были сам-два – сам-три.

Вот вам и причина, почему приходилось закупать фураж. А то, что зерновые в США закупались для фуража не только фуражные, это уже другой вопрос.

 

Из теории экологических кризисов Д.И.Люри следует, что крестьянин, коль хочет хозяйствовать устойчиво, не может делать что-то одно - скажем максимально увеличивать пахотный клин  и сеять пшеницу, даже если для этого есть все условия. Нужно делать одновременно как минимум две вещи: кроме производства зерна, заранее продумать, что пашне нужны органические удобрения, для которых нужно достаточное количество скота, чтобы держать скот и получать хорошие привесы, нужен корм и т.д. Поэтому надо заранее запретить себе распахивать часть лугов и заботиться об их мелиорации, удобрении и т.п. обихаживать их ничуть не меньше чем поле, чтобы они дали хороший урожай кормовой травы.

А вот тут и проявляется по настоящему разница между СССР и Европой. Возьмем европейскую часть СССР и сравним длительность вегетационного периода в ней с длительностью такого же периода в Европе. И она практически полуторная в пользу европейцев.

В степной и лесостепной зонах перспективы для подъёма животноводства были не лучше. В 19-м веке экспансия зернового хозяйства в этих районах привела к катастрофическому сокращению естественных кормовых угодий, да и более сухой климат определяет меньшую продуктивность пастбищ и сенокосов, чем в лесной зоне.

В 1950-1980 гг. в РСФСР производство мяса выросло в 3,9 раз, с 2,6 до 10,1 млн. т., что существенно выше, чем средний рост по миру в целом (2,6 раз). Но этот значительный рост производства мяса был достигнут, главным образом, резким увеличением потребления зерна на кормовые цели, хотя и рост производства сочных кормов также внёс свою лепту.

В 1960-х гг. потребление зерна на условную голову скота выросло втрое - с 2,5-2,8 ц до 9-10 ц. В то же время потребление кормов с естественных угодий упало на 48% для сена и 47% для пастбищной травы. Иными словами, между  1950 и 1990 годами рост производства мяса составил 3,9, а вот использование зерна на кормовые цели выросло в 6 раз. Поэтому общий спрос на зерно поднялся выше уровня, на котором могут быть получены стабильные урожаи в климатических условиях страны.

Рисунок 1 показывает, что в 27 годах из 54, то есть  в каждый второй год в период 1945-1999 гг. потребность в зерне превышала его производство.
В годы плохих урожаев, вызванных в основном  засухами, дефицит зерна достигал 15-20 млн. т., около 20% от общего производства, что показано на рисунке 2. Стремление СССР во чтобы то ни стало поднять производство и потребление мясных продуктов на уровень развитых стран Запада, игнорируя много более худшие стартовые позиции страны, поставило всё нашу экономику в фатальную зависимость от погодных аномалий. Резкие падения общей продукции с/х в 1972, 1975, 1979, 1981 гг. были связаны с крупными засухами

Показательным примером такого кризиса является 1963 год, когда масштабная засуха поразила многие с/храйоны страны. В итоге урожай зерновых оказался на 32 млн. т. ниже, чем в 1962 году, что вызвало острый дефицит кормов. Производство масла упало на 7%, производство молока и яиц также снизилось по сравнению с 1962 годом. Производство мяса выросло на 10%, что связано было с катастрофическим сокращением поголовья скота. Поголовье свиней сократилось на 50% в течение нескольких месяцев, овец - на 16%, КРС - на 2% (о результатах выполнения плана развития экономики СССР в 1963 году// Правда. 24 января 1964).

 Кризис удалось разрешить благодаря самой большой закупке зерна на Западе в истории СССР.

С этого времени импорт зерна стал постоянной практикой. В 1970-х гг. уровень потребления советских людей уже соответствовал западным стандартам, хотя структура потребления была далека от оптимальной. Но ценой этого достижения было то, что СССР в 70-80-х гг. являлся крупнейшим импортёром кормового зерна. 

 

В этом в принципе нет ничего плохого, так как многие страны импортируют корма для своих целей (развитые страны в первую очередь, - совокупной продуктивности всех их экосистем недостаточно для прокормления всех "мясных животных" и производства мяса).