Как заставить коммунальные службы работать

Что делать, если лифт не работает, лестницы и балконы рушатся на глазах, а коммунальщики бездействуют.
<hr/>© Фото с сайта 38.mvd.ru

 

В городе произошла очередная коммунальная авария. На это раз рухнул лестничный пролет в восьмом подъезде жилого дома №7, корпус 1 по улице Сикейроса. Лестничный марш, который вел от входа в здание к площадке первого этажа, провалился в подвал. В результате инцидента никто не пострадал. Это уже не первый случай, когда в этом доме обваливается лестница. В 2009 году пролет обрушился в тот момент, когда по лестнице шли бабушка с внучкой. Пенсионерка сломала руку.

В этот раз специалисты под прицелом телекамер провели обследование несущих конструкций здания и пришли к выводу, что расселять жильцов не нужно - дому ничего не угрожает. Восстанавливать лестницу будет управляющая компания Жилкомсервис №2 Выборгского района. Организация уже получила заявки на проведение комплексного обследования всех лестничных маршей в доме. На месте рухнувшей установили деревянный настил. Бетонный пролет должны восстановить в течение месяца.

Обрушение лестничного марша в доме на Сикейроса - типичное коммунальное происшествие в Петербурге. В городе насчитывается почти 23 тыс. многоквартирных жилых домов. Сообщения о завалах приходят с завидной регулярностью. Рушится и падает все, что только можно: балконы, лестницы, бетонные козырьки над входом в подъезд.

Широкий резонанс получил случай, произошедший в Колпино. В июле 2015 года на 23-летнюю беременную женщину упал фрагмент бетонной плиты с балкона седьмого этажа. К счастью, пострадавшая отделалась ушибом. При этом жители дома неоднократно жаловались на аварийное состояние сооружения.

Еще одна острая проблема - изношенность лифтов. В плачевном состоянии находится каждый третий подъемник. А это значит, что такие лифты создают угрозу жизни людей. Так, летом 2014 года в результате несчастного случая в доме на проспекте Композиторов погиб грудной ребенок. Когда семья садилась в лифт, кабина с детской коляской самопроизвольно пошла вниз. Коляска опрокинулась и смертельно травмировала выпавшего из нее малыша.

С 2015 года в Петербурге действует региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, рассчитанная на 25 лет. В планах на 2016 год — ремонт 1388 домов. Где-то должны заменить трубы, где-то - отремонтировать крышу, а где-то - установить новые лифтовые кабины. На эти работы потратят 9 млрд рублей. При этом 7 млрд поступит из бюджета города, а еще 2 млрд — ежемесячные платы самих горожан.

Если в 2015 году размер взноса на капремонт для петербуржцев составлял 2 рубля с квадратного метра, то теперь, в зависимости от типа дома, он колеблется от 2,5 до 3,5 рубля с «квадрата».

Схема попадания зданий в планы капремонта остается во многом загадкой. Так, например, многоквартирный дом на Сикейроса, в котором обвалилась лестница, нельзя назвать старым. Его построили в 1978 году. Согласно планам, основные мероприятия по капитальному ремонту должны были провести еще не скоро. К примеру, внутридомовые системы теплоснабжения полностью планировали заменить к 2032 году. К 2020 году - отремонтировать крышу и заменить лифтовое оборудование.

Специалисты отмечают, что при разработке программы капремонта в Петербурге чиновники допустили много ошибок. Например, в ряде домов, где отродясь не было системы горячего водоснабжения, эту самую систему планируют отремонтировать. На проведение этих работ должны выделить средства - на что их в итоге потратят, непонятно.
 
Эксперты считают, что в 2015 году программу капремонта провалили. В конкурсах зачастую побеждали подрядчики, которые не имели никакого опыта ремонта домов. По целому ряду адресов кровли ремонтировали аж до ноября. Пришлось подключить к работе жилкомсервисы. В итоге осталось много невыполненной работы, которую отложили на 2016 год.
 
“У каждой управляющей компании должна быть документация по дому.
Из нее должно быть понятно, когда и какие работы в домах проводились. Должен быть обозначен и срок ввода в эксплуатацию лестничных пролетов, балконов, и сведения об износе коммуникаций. На основе выборки из данной документации и делается вывод о первоочередности выполнения работ. Что надо сделать в первую очередь, а с чем можно подождать. Но подготовить такой документ — это грандиозная работа. А ведь по некоторым домам вообще нет документации. А по другим ее надо искать в архивах», - рассказала председатель региональной общественной организации "Контролируем ЖКХ" Анна Мороз.
 
Эксперт считает, что в случае с домом на Сикейроса, ремонт лестничных пролетов можно провести с опережением. Ждать, пока в здании обвалится еще одна лестница, скорее всего, никто не будет. Здесь уже просто некуда деваться, учитывая, что об этом сообщили все городские СМИ. Но опять же подрядчик не может просто так заявиться на объект. Нужно провести конкурс, выделить дополнительные деньги, изучить техническую документацию.
 
Еще один вопрос - как проводится прием выполненных работ. С одной стороны, работы, проводимые в рамках программы капремонта, принимают сразу три комиссии: непосредственно от Фонда капремонта, от жилищного комитета и от жилищной инспекции. С другой стороны, самих жильцов не шибко и спрашивают о том, как они оценивают качество ремонта. Хотя наверняка многие из членов домовых советов хотели бы поучаствовать в подобных проверках.
 
По словам эксперта в сфере ЖКХ, сопредседателя Союза потребителей России Анатолия Голова, состояние дел с жилым комплексом в Петербурге в целом соответствует пословице о том, что «без хозяина дом сирота». Сами собственники практически не интересуются, какие работы проводятся в их подъездах, в каком объеме и за чей счет.
 
«От управляющих компаний необходимо требовать постоянных отчетов и конкретной работы и по лестничным пролетам, и по лифтовому хозяйству. Нужны периодические осмотры всего хозяйства дома. Ведь не известно, что в следующий раз выйдет из строя. Если за хозяйством никто не следит, то оно продолжит рушиться. Контролируйте работу управляющей компании, избирайте совет дома. Других способов нет. К каждому лестничному пролету не поставишь милиционера. Надо понимать, что речь идет о нашей собственности, а следовательно, контроль нужен нам самим», - рассказал Голов.
 
Руководитель проекта «Наблюдаем за ЖКХ» Павел Галитовский также отмечает, что сваливать всю вину исключительно на управляющие компании не стоит.
 
«Я бы не стал судить однобоко и всю вину возлагать на управляющую компанию. Собственники также должны нести ответственность, контролировать работу УК. А нас ведь еще есть и надзорные органы, которые тоже должны следить за компаниями. В итоге у нас получается, что все должны друг друга контролировать, а контроля как такового и нет», - заключил Галитовский.
 
По мнению Анатолия Голова, в случае с обвалом лестничного пролета в подъезде управляющую компанию за плохое выполнение обязанностей можно привлечь к административной ответственности. Правда, вряд ли удастся взыскать с виновника большой штраф. Тем не менее, по словам эксперта, штрафы за плохую работу управляющие организации должны выплачивать непосредственно жителям. К сожалению, пока этого не происходит. Уже разработан законопроект, согласно которому управляющие компании должны платить такие штрафы, но их размер и порядок выплаты так и не утвержден постановлением.
 
«То есть управляющие компании даже оштрафовать невозможно. А если компания не несет никакой ответственности рублем, то она вообще не несет никакой ответственности. Вот в чем проблема. Ситуация совсем не оптимистичная», - подытожил Голов.
 
Вот и получается, что заставить жиломсервисы работать можно только через серьезные штрафы и тотальный контроль со стороны жильцов. В противном случае в Петербурге продолжат рушиться лестничные проемы, обваливаться балконы и падать лифты.

Александр Калинин