Точка зрения. Что дороже: «Шовда» или нефть?
На модерации
Отложенный
Цены за баррель нефти упали ниже 37 долларов, что стало самой низкой отметкой за последние 11 лет. А за российскую марку нефти Urals опустились даже меньше 35$. Причем многие прогнозируют дальнейшее падение, поскольку производители нефти не собираются сокращать ее добычу, а наоборот – только наращивают объемы. Кстати, нефть уже стоит почти в два раза дешевле воды! Не верите? При текущем курсе доллара (чуть больше 70 рублей) выходит, что баррель нефти стоит 2590 рублей. Т.е. меньше трех тысяч просят за 159 литров нефти. Выходит, что целый литр «черного золота» стоит всего 16 рублей 30 копеек. Полулитровая бутылка обычной горной воды «Шовда», продающейся у нас на каждом углу, стоит 10-15 рублей, а литр, соответственно, 20-30 рублей. Так что выходит, что «черное золото» не такое уж и золотое, если судить по его цене.
Впрочем, еще полтора года назад так никто не рассуждал, а подобные мысли могли показаться, по меньшей мере, странными. Но ситуация повернулась с ног на голову – эксперты прогнозируют, что низкие цены на нефть будут держаться еще много месяцев или даже несколько лет.
Главной проблемой по-прежнему остается заметное превышение предложения над спросом – нефти на рынке слишком много, объемы ее добычи постоянно и повсеместно растут, а потребность в ней постепенно снижается. Более того, в США вот-вот могут отменить 40-летний запрет на экспорт нефти. За последние 8 лет объем добытой нефти, благодаря т.н. «сланцевой революции», в Америке увеличился почти в два раза, что превращает некогда крупнейшего в мире покупателя нефти в ее продавца. Все это может привести к еще большему увеличению нефти на мировом рынке и снижению цен. Ситуация усугубляется и отменой санкций против Ирана. Именно от этой страны в значительной степени будет зависеть цена на нефть в следующем году. Главные вопросы, которые сейчас стоят на повестке дня, таковы – когда Иран начнет увеличивать экспорт и в каких объемах? Судя по всему, Тегеран намерен действовать быстро. «Наша единственная обязанность – вернуть потерянную долю рынка, а не защищать цены. Вернуться на уровень добычи, который у нас был исторически, – наше право», – заявил министр нефти Ирана Биджан Зангане. Другими словами, Иран устраивает любая цена – производство будет наращиваться, несмотря на текущую конъюнктуру.
Беда не приходит одна – падение нефтяных котировок влечет за собой вниз и цены на другой важнейший экспортный товар – на газ.
Газовые контракты, подписанные между Россией и европейскими странами, привязаны к нефти (правда, изменение цен происходит не сразу, а с временным лагом в 3-6 месяцев, в зависимости от условий договора). Еще недавно за 1000 кубометров природного газа Газпром получал почти 500 долларов. По расчетам специалистов, стоимость поставок в Европу в первом квартале следующего года составит 170-180 долларов за тысячу кубов.
Все это сильно может ударить по российскому бюджету, подписанному Президентом России на этой неделе. Он исходит из среднегодовой цены на нефть в 50 долларов за баррель. Даже при таком высоком по нынешним временам уровне дефицит бюджета составит около 2,3 трлн рублей, или 3% от ВВП страны.
Если же цены сохранятся на текущих позициях, то дефицит может увеличиться еще на 1-1,5 трлн рублей. В такой ситуации правительству придется идти на очень сложные и непопулярные решения – либо полностью растрачивать резервный фонд и оставлять государство без копилки и подушки безопасности, либо искать новые источники доходов – повышать косвенные и прямые налоги, продавать государственную собственность (т.е. проводить приватизацию), одновременно сокращая расходы. К примеру, чем дольше будут держаться такие низкие цены на сырье, тем выше вероятность того, что Госдума повысит пенсионный возраст, о чем так много и активно говорят в последние месяцы.
Очевидным и прямым следствием этого стало очередное существенное падение курса рубля по отношению к основным валютам, который 16 декабря достиг своего исторического минимума в 70,83 рубля – так дорого один американский доллар не стоил с момента деноминации и кризиса 1998 года. Интересно, что ровно год назад – 16 декабря 2014 года – на российских рынках была настоящая паника, которая довела евро до 100, а доллар до 80 рублей, но тогда отечественная валюта отыграла катастрофическое падение и быстро пришла в себя.
Самым неприятным для граждан последствием девальвации рубля вновь станет инфляция, которая, в первую очередь, коснется импортных товаров.
Чего ждать в следующем году? Прогнозы, как обычно, сильно разнятся – одни предсказывают, что курс доллара вернется на уровень в 55-60 рублей, другие предвидят сильную девальвацию до 100 и более рублей. Все они сходятся только в одном – 2016 год, судя по всему, будет еще сложнее, чем год уходящий.
Комментарии