Сегодня все мы греки
Как будто и не было растущих индексов, бодрых прогнозов, восторженных журналистов и пары оптимистичных книг о завершении кризиса. Финансовый рынок покатился вниз, таща за собой правительства, банки, пенсионные фонды, жизни миллиардов людей. Никакой определенностью и не пахнет, несмотря на сотни миллиардов долларов и евро, которые должны были забетонировать финансовый рынок. Успехи примерно такие же, как у компании Бритиш Петролеум, пытающейся запломбировать нефтяную скважину в Мексиканском заливе. Последние два года было модно обвинять во всем спекулянтов с Уолл-Стрита, фонды недвижимости и надменных американских банкиров. Теперь зашатало Европейский Союз, крупнейшего экономического игрока на планете.
Кто виноват?
Виновник нового витка кризиса уже найден — это греки, в мановение ока превратившиеся из симпатичных гостеприимных любителей анисовой водки и сиртаки в развращенных, коррумпированных, ненадежных проходимцев. Последние два года греческое правительство делало то же самое, что и другие правительства Еврозоны: занимало и спасало банки. Но на греческую экономику давил груз долгов, взятых правительством еще в благополучные докризисные времена. Спад международной торговли больно ударил по стране, обладающей самым большим торговым флотом в мире. Падение налоговых поступлений, растущие долги, сокращение бюджета, деятельность спекулянтов, ставящих на дефолт греческой экономики, привели к росту стоимости займов для Греции.
Чтобы отдать долги, стране приходится занимать новые, и уже по более дорогой цене.
Речь идет не о благотворительности. В результате кредитования Греции крупнейшими европейскими странами, прибыль в итоге получат немецкие и французские банки. Многомиллиардные доходы заложены в схемы кредитования изначально.
Дефолт Греции по 300-миллиардным кредитам может повлечь за собой цепную реакцию банкротств. Первыми на очереди стоят Португалия, Ирландия и Испания, которые в свою очередь астрономическим долгом в девятьсот миллиардов долларов тянут на дно своих кредиторов — немецкие и французские банки, а в перспективе все страны Еврозоны.
Позиция Германии
Германия — это не только фабрика Евросоюза, но и его банкир. Конечно немецкие капиталисты заинтересованы в спасении Греции, ведь именно германские банки являются ее крупнейшим кредитором. Но, чтобы в засуху купить стакан воды у людоеда, придется оттяпать себе руку. Наиболее жестко и конкретно позицию немецкого капитала выразил министр финансов христианский демократ Вольфганг Шойбле. Греция должна активно заниматься «ремонтом» бюджета — повышать налоги, сокращать пенсии, зарплаты, социальные выплаты и т. д. Для разрешения подобных долговых проблем следует создать Европейский валютный фонд. Этот институт в перспективе должен обладать правом ограничения экономического, а значит и политического суверенитета европейских стран — должников и даже правом исключения страны из зоны Евро. Естественно, ключевую роль в ЕВФ должны играть главные спонсоры, то есть Германия и, возможно, Франция.
Есть еще один вариант. Нет денег? Расплачивайтесь вашими островами, греки-банкроты, — предлагают некоторые горячие головы из немецкой правящей партии ХДС.
Немного музыки
Это изменение тональности в общеевропейском диалоге не прошло незамеченным. Оптимизм гимна Европейского союза, творения Шиллера и Бетховена, «Оды к радости»: «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!», сменился откровенным националистическим громыханием «Германии превыше всего». Первой отличилась естественно желтая пресса. Известная своими правыми публикациями газета Bild, официальный рупор неофициальных настроений немецкого капитала, поместила голову Ангелы Меркель на туловище памятника «железного кайзера» Бисмарка. И, увы, это была не шутка редакции, а восторженный панегирик бундесканцлеру. Экономический кризис высветил скрытые противоречия и борьбу за власть и влияние в Евросоюзе.
Неспособные и в тучные годы к настоящему политическому объединению мирным путем, с приходом кризиса европейские буржуа забарикадировались в своих национальных квартирах. Вместо шиллеровкой «братской любви» предлагается только отношения спонсора и содержантки, да и то с правом контроля кошелька слабейшего. То, что империализм не абстракция из марксистских учебников, а жесткая реальность, уже почуствовали жители Латвии, Литвы и Греция. На очереди Португалия, Испания, Ирландия.
Пушки и кредиты
Хотя условия, под которые выдаются немецкие кредиты, выглядят не так устрашающе, как артиллерийские установки производства компании Рейнметалл в Афганистане, разрушать жизнь простых людей они могут также успешно.
Под давлением Евросоюза, и в первую очередь Германии и Франции, «социалистическое» правительство Греции проводит самую жесткую в истории послевоенной Европы политику сокращения бюджета. Парламент страны уже поддержал массивные понищение зарплат бюджетников, 20-типроцентное повышение налогов на табак и алкоголь и цен на бензин. Уже озвучены планы по повышению пенсионного возраста до 67 или даже 70-ти лет. Кстати еще о пушках. Одна статья бюджета Греции не должна подвергаться сокращению: это закупка европейских, и в первую очередь немецких вооружений.
Поколение Семьсот Евро
Достанется и молодым грекам — «поколению семисот Евро». Этот порог зарплаты не могло перепрыгнуть большинство греков от 17 до 35 лет даже при наличии высшего образования. Увы, пресс в 10 процентов безработного населения тянет зарплаты еще глубже вниз, превращая поколение семьсот евро в поколение шестьсот, пятьсот Евро. А еще чаще молодежь просто не находит работы — каждый третий из них безработный.
Греция становится своего рода полигоном, на котором отрабатываются методы шокового понижения жизненных стандартов: зарплат, пенсий, социальных выплат. Увеличение конкурентоспособности Евросоюза в борьбе с США, Китаем, Индией подразумевает повышение эксплуатации рабочих, снижение зарплат, окончательное уничтожение остатков социальных достижений европейских рабочих в послевоенные годы. Евросоюз — это союз европейских буржуа против сотен миллионов трудящихся европейцев.
Сегодня все мы греки
Греческий рабочий класс серьезный противник. В его активе гражданская война в сороковые годы, массовые выступления и свержение хунты «черных полковников» в семидесятые, многократные общенациональные забастовки в последние годы. Прошедшая 5 мая общенациональная забастовка стала крупнейшим выступлением греческих рабочих, служащих и безработных после падения военной диктатуры 1974. Тем не менее тактика однодневных протестов похоже исчерпала себя. Ксекинима (Начало), организация Комитета за рабочий Интернационал в Греции призывает к многодневной стачке, занятию предприятий, офисов, университетов, школ их работниками и учащимися, блокаде коммуникаций совместно с сельхозрабочими. Необходимо создавать местные и производственные комитеты для координации хозяйственной жизни в период забастовки и объединять их на общенациональном уровне. Только последовательной жесткой блокадой действий правительства можно сорвать его планы.
Наши требования для преодоления хозяйственного кризиса Греции таковы: отказ выплачивать госдолги, национализация всех банков, массовые инвестиции в здравоохранение, образование, строительство жилья и инфраструктуры, национализация крупнейших предприятий и переход управления под контроль трудящегося населения.
Пока еще рано говорить об общеевропейском дне протеста, континентальной европейской забастовке. Но интернационализация протестов, развитие солидарных действий рабочих разных стран являются важнейшими задачами социалистов. Сегодня греческие буржуа под давлением немецких и французских империалистов выкручивают руки греческому рабочему. Завтра настанет пора испанцев, португальцев, итальянцев, немцев. Сегодня все мы греки.
Комментарии