ЕС зря понадеялся на СПГ. Деньги налогоплательщиков потрачены впустую

На модерации Отложенный

Надежда ЕС — СПГ

Medya Günlüğü: поставки СПГ требуют миллиарды евро на строительство нужной инфраструктуры

Инвестировать в СПГ нет смысла, пишет Medya Günlüğü. Это не только противоречит цели ЕС отказаться от ископаемого топлива, но и будет дорогостоящим удовольствием: поставки сжиженного газа требуют крупных инвестиций в инфраструктуру. При этом никакие его объемы не компенсируют Европе российский природный газ.

Чтобы компенсировать поставки российского природного газа, Европа понадеялась на сжиженный природный газ. Но является ли СПГ, требующий миллиарды евро инвестиций в необходимую инфраструктуру, правильным выбором с точки зрения налогоплательщиков и окружающей среды?

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в своем заявлении 5 марта, сразу после начала спецоперации на Украине, отметила, что Россия может перекрыть газовые вентили, что ЕС должен избавиться от своей зависимости от ископаемых источников энергии. В качестве примера она привела Испанию, члена ЕС, отметив ее ведущую роль в области возобновляемых источников энергии и СПГ.

Однако проблема заключается в том, что сжиженный природный газ также является ископаемым топливом. Его добывают из-под земли, при добыче применяется гидравлический разрыв пласта (фрекинг). В результате СПГ, выделяя при горении углекислый газ, также наносит вред окружающей среде. Председатель Еврокомиссии знает это, но все равно продолжает смешивать вопросы СПГ и возобновляемой энергии.

 Сказки, рассказываемые в вопросе климата, могут дорого обойтись Европе как в экологическом, так и в финансовом отношении. Если ЕС не хочет еще больше усугубить климатический кризис, то миллиарды евро, вложенные в инфраструктуру СПГ, могут вскоре оказаться потраченными впустую.

 По данным европейской статистической службы, Германия является крупнейшим потребителем природного газа в Европе. За Германией следуют Италия, Нидерланды, Словакия и Франция. Это основные страны, которые ищут альтернативы для компенсации поставок российского голубого топлива.

Аналитик по природному газу в компании "ICIS", предоставляющей консультационные услуги в области химии и энергетики, Паула Ди Маттиа Перайре (Paula Di Mattia Peraire) отмечает, что с начала военного конфликта на Украине экспорт СПГ в Европу увеличился на 58%. Обращая внимание на разрабатываемую прибрежную инфраструктуру прежде всего в Германии, Греции, Италии, а также в Ирландии, Франции, Нидерландах, Польше, Перайре говорит: "В настоящее время в Европе вкладываются крупные инвестиции в СПГ. Если все эти проекты удастся претворить в жизнь, а мы говорим о 15 новых проектах до конца 2024 года, то мощности по регазификации увеличатся на 70 миллиардов кубометров в год".

Значительная часть государственных инвестиций в данный момент утекает на прибрежные терминалы. Охлажденный сжиженный газ передается на эти терминалы, нагревается, чтобы снова стать газом, и распределяется по сетям. В настоящее время на Северном и Балтийском морях недостаточно терминалов для удовлетворения потребностей Европы в природном газе.

Однако, помимо терминалов, есть еще два направления, по которым существуют трудности с импортом газа. Для того, чтобы компенсировать поставки природного газа из России по трубопроводам, газ из других источников должен транспортироваться в Европу по морю танкерами. СПГ-танкеры способны перевозить до 175 тысяч кубометров сжиженного газа. Что же касается менее плотного природного газа, поступающего по трубопроводам, этот объем составляет 90 миллионов кубометров. Таким образом, для возмещения ежегодно транспортируемых в Европу 167 миллиардов кубометров российского природного газа необходимо 1,8 тысячи судов. А это эквивалентно пяти кораблям в день.

По данным Института экономики морских перевозок и логистики, для этого необходимо 160 новых танкеров.

Учитывая, что каждый танкер стоит 220 миллионов долларов, это предполагает инвестиции в размере 35 миллиардов долларов.

 Еще один момент — изменение маршрута поставки. СПГ, который ранее транспортировался с востока на запад, в дальнейшем будет передаваться через Испанию, Францию и Нидерланды в Центральную и Восточную Европу. Поскольку газовые линии, как правило, однонаправленные, обратный поток возможен только в ограниченном объеме.

 Нет никакого смысла

Все эти факты резко контрастируют с целями Евросоюза по защите климата. ЕС стремится свести выбросы углерода к нулю к 2050 году. А в Германии поставила себе целью достичь этого к 2045 году. По мере того как ЕС наращивает количество сжигаемого СПГ, выбросы углекислого газа также будут увеличиваться.

Эксперт по энергетике Европейского альянса энергетических исследований (EERA) Ганна Гладких отмечает: "Даже Международное энергетическое агентство говорит, что инвестиции в ископаемые источники энергии должны немедленно прекратиться, что только так можно достичь климатических целей. Несмотря на это, ЕС вкладывает миллиарды евро в инфраструктуру природного газа. Инвестировать в СПГ нет никакого смысла. Особенно для Европы".

Для решения проблемы рассчитывают на газы, производимые безвредными для климата методами. Вместо ископаемого природного газа в течение нескольких лет планируется производить аммиак и жидкий водород. Утверждается — или, по крайней мере, на это надеются, — что танкеры, терминалы и транзитные соединения, которые будут созданы для СПГ и больше ни для чего не будут предназначены, могут использоваться и таким образом.

 Однако Ганна Гладких сомневается в этом. "Политики в попытке развеять опасения общественности говорят, что инфраструктура для водорода готова. Лица, принимающие решения, рассказывают сказки: “Мы инвестируем в ископаемый СПГ, но эти инвестиции не пропадут даром. Они будут использованы при переходе к более экологически чистой водородной технологии”", — говорит эксперт по энергетике.

 Директор исследовательской группы в потсдамском Институте трансформационных исследований в области устойчивого развития (IASS) Райнер Кютцов (Rainer Qiutzow) отмечает: "Неясно, как будет происходить этот переход. Водород еще не начали транспортировать. Для этого нужны сплавы и гидроматериалы. Потому что водород более взрывоопасен и в этой связи более рискован. Для перехода на водород потребуются значительные дополнительные инвестиции".

По оценкам Международного агентства по возобновляемым источникам энергии, дополнительные затраты на замену насосов, клапанов, транспортных средств и систем безопасности на объекте СПГ могут достичь до 20% стоимости объекта. Еще один момент, который следует отметить, заключается в том, что, в то время как СПГ охлаждается до минус 160 градусов, для водорода потребуется дополнительное охлаждение еще на 100 градусов. Агентство подчеркивает, что существующие танкеры и терминалы СПГ не могут использоваться для этой работы.

Водород необходимо производить из энергии ветра или солнца. В силу того что на континенте невозможно получить такое количество солнечной и ветровой энергии, которое позволит удовлетворить потребности Европы, ее придется производить в других местах и транспортировать в ЕС.

Эксперт по энергетике Ганна Гладких считает, что с учетом всех этих факторов инвестиции в СПГ слишком переоценены. Эксперт IASS Райнер Кютцов указывает на риск, связанный с бессмысленным инвестированием в инфраструктуру СПГ с точки зрения достижения климатических целей, и предупреждает: "После того как терминалы и объекты будут построены, от них может быть трудно отказаться, поскольку вложены крупные инвестиции".