Когда-то здесь был завод, кормились люди...
После войны нас поддерживал паточный завод. Не знаю, сколько в патоке витамин, но она помогала нам выживать. Сахара не было, хлеба – тоже. Подножный корм (щавель, крапива, дудки разные) нужно было чем-то сдобрить. Хотя с травой не всегда было нормально. Как-то мы отравились дурман-травой, одну девочку с большим трудом в больнице отходили. Может, поэтому Татьяна (так её звали) впоследствии стала медицинской сестрой. Вроде, на скорой помощи.
После войны практиковался бартерный обмен. Молоко, яйца, мясо в обмен на патоку. Не буду скрывать: обмен этот происходил в кустах. У работников завода не было сельхозпродуктов, а у нас, кроме аптечного сахарина, к чаю ничего не было. Сейчас можно обвинить и меня, ребёнка, принимающего участие в этих незаконных операциях. Люди просто хотели выжить. Не будем же мы с вами в этом их обвинять. Видимо, поэтому я без большого негодования отношусь к ситуациям по скрыванию доходов предприятиями. Армию государственных дармоедов со всё возрастающим аппетитом не прокормить ни на какие налоги. Забота, в первую очередь, должна быть о людях работающих…
Мне нравилась патока. И в 6-м классе уже Борисовской средней школы я сказал Светке Патокиной: «Я люблю патоку!». Она приняла это на свой счёт и зарделась. Сначала я не понял, в чём дело. Потом дошло. И мне стало неловко, хотя девочка нравилась. Основным зданием этой школы была усадьба помещика с подземным выходом в сторону реки Суды. Но в 5-м и 6-м классах мы учились в свинарнике барина.
Окна большие, светлые. Всё нормально, только некоторых школьников немного угнетало то, что раньше здесь жили свиньи. Меня-то, правда, это не угнетало, так как с 1-го по 4-й класс ( в Корниловской начальной школе ) учился, можно сказать, в телятнике. Половина дома – школа, вторая половина - телятник…Да и дома зимой мать часто приносила в хату из хлева для обогревания и сохранения маленьких поросят, козлят и другую живность…
Не буду отвлекаться. Все мы из животного мира. Причём, многие хуже телят и свиней. Затрудняюсь даже с кем сравнить этих многих, чтобы не обидеть братьев наших меньших…. Я вновь осмотрел место, где располагался раньше паточный завод. Сейчас здесь построен коттедж богатого человека из Питера. Но он сгорел, а точней, выгорел внутри. Похоже, из-за электропроводки. А может Наверху было решено, что негоже строить шикарную усадьбу на том месте, где был завод – кормилец многих русских людей в годы тяжелейших испытаний. Но Знак судьбы, или случайность – нам знать не дано. Не будем проявлять излишнее любопытство. Хотя оно, как говорится, не порок…
Когда-то в Борисове был паточный завод, маслозавод, МТС, ДОЗ, льнозавод, леспромхоз и так далее… Когда-то всё было. Даже проблемы с трудоустройством алкоголиков. Зато теперь нет проблем с алкоголизмом. Он процветает, и уносит сплошным нескончаемым потоком в мир иной людей, лишних для этой системы, для этого, по сути дела, уже не нашего государства…
Комментарии