"Победа идет по следам танков..."
"Победа идет по следам танков..."
http://vpk-news.ru/articles/6184

Барятинский М. Б. «Танки Второй мировой». М., ЭКСМО, 2009, 480 стр., илл.
Вторую мировую войну не зря окрестили «танковой войной» – бронетехника играла в ней решающую роль, зачастую определяя исход сражений, операций и целых кампаний. Недаром именно в ту пору крылатая фраза известного немецкого генерала Гейнца Гудериана «Победа идет по следам танков» обрела столь широкую популярность в среде военачальников армий всех ведущих государств планеты и возвестила начало новой танковой эры.
За 1939–1945 годы заводские цехи покинули около 230 тысяч танков различных типов и марок. Разобраться во всем этом многообразии без системного подхода просто невозможно. Точнее, было невозможно до издания уникальной энциклопедии Михаила Барятинского. Около тысячи фотографий и схем, подробная информация о 110 марках легких, средних и тяжелых бронированных машин 13 стран мира (причем читатель найдет не только их ТТХ, но и ознакомится с анализом боевого применения, оценками возможностей). Этот фундаментальный труд ведущего специалиста по истории бронетехники не имеет себе равных ни у нас в стране, ни за рубежом.
Без преувеличения можно утверждать, что широкомасштабное применение танков явилось одним из решающих факторов, определивших исход Второй мировой войны. По степени влияния на ход боевых действий с ними может сравниться только авиация. Танки находились на вооружении практически всех армий, принимавших участие в войне. Их производство постоянно возрастало, причем в ходе этого процесса произошел качественный сдвиг – с середины 1942 года выпуск средних танков превысил производство легких. К концу же войны в основных воюющих государствах (кроме США и Японии) изготовление легких танков было прекращено. Доминирующее положение на полях сражений заняли средние танки, оказавшиеся наиболее универсальными, приспособленными для решения большего спектра боевых задач.
Следует, однако, отметить, что государств, чьи армии имели на вооружении бронированные машины, было заметно больше, чем производивших их. Накануне Второй мировой последних насчитывалось 11: Великобритания, Франция, Италия, Германия, Швеция, Польша, Чехословакия, Венгрия, СССР, США и Япония. К этому списку трудно отнести Испанию и Румынию: испанские танки, созданные в конце 20-х годов, до Второй мировой войны не дожили, а Румыния не являлась страной-разработчиком. Последнее обстоятельство, правда, не было решающим, так как, строго говоря, ни Польша, ни Венгрия танки также не разрабатывали. Однако в ходе организации производства и серийного выпуска боевых машин они серьезно модернизировались и приобретали существенные отличия от своих прототипов. В полной мере это относится и к СССР, поскольку самые массовые советские танки 30-х годов – Т-26 и БТ были созданы на основе импортной технической документации.
К концу Второй мировой войны государств, имевших собственное танкостроение, стало 13: перестала существовать Чехословакия, но добавились Канада, Австралия и Аргентина. Объемы производства у двух последних, правда, были весьма невелики, но танки, о которых идет речь, – их собственная разработка.
В энциклопедии рассматриваются все серийные танки, принимавшие участие в боевых действиях Второй мировой войны или состоявшие на вооружении как воевавших, так и невоевавших государств с 1939 по 1945 год.
Различные боевые и специальные машины (САУ, инженерные танки, бронетранспортеры и т. д.), созданные на базе легких танков, подробно не рассматриваются. Боевые машины сгруппированы по странам-разработчикам. В каждой главе танки расположены в соответствии с классификацией, принятой в той или иной стране, а внутри класса – с хронологией их разработки или принятия на вооружение. Тактико-технические характеристики приводятся для одной или нескольких модификаций, имевших наиболее существенные отличия друг от друга. Наименования или обозначения танков, их агрегатов и систем даются в том виде, в каком это было принято в стране-разработчике. Для экспортных модификаций используется и обозначение, принятое в армии, эксплуатировавшей танки. Все габаритные размеры, калибры, масса, характеристики подвижности и т. п. приведены в метрической системе. Все схемы в одном масштабе – 1:72. В случае разночтений в цифрах, содержащихся в первоисточниках, автор выбирал те данные, которые считал наиболее правдоподобными.
Довольно обширной была и география германского танкостроения. Производственные объекты намеренно рассредоточивались, чтобы снизить их уязвимость от бомбардировок англо-американской авиации. В обязательном порядке соблюдался также и принцип дублирования поставок важнейших узлов и агрегатов. Так, например, в производстве «Пантеры» участвовало 136 смежников. Корпуса поставляли 6 заводов, двигатели – 2, коробки передач – 3, гусеницы – 4, башни – 5, пушки – 1, оптику – 1, стальное литье – 14, поковки – 15, остальные – готовые агрегаты, приборы, детали и крепеж.
Наивысшего уровня производство танков достигло в августе 1944 года и составило 865 машин в месяц. Всего же с 1934 по 1945 год промышленность Третьего рейха изготовила 27 401 танк. Несмотря на то, что Германия выпустила танков в восемь раз меньше, чем ее основные противники, она смогла создать такие танковые войска, которые на протяжении всех лет войны, вплоть до ее последних дней, были в состоянии наносить мощные удары. В связи с этим достаточно вспомнить контрнаступление немецких войск в Арденнах и в районе озера Балатон зимой 1944–1945 годов. В обоих случаях, не имея абсолютно никакого превосходства в танках ни на Западном, ни на Восточном фронте, немцы сумели добиться его на направлениях главных ударов.
Все это свидетельствует о высоком уровне боевой подготовки рядового и офицерского состава германских танковых войск, а также о надежности бронетанковой техники, гарантирующей длительную ее эксплуатацию без выхода из строя по техническим причинам. Немецким конструкторам удалось добиться и неплохих боевых характеристик своих броневых машин.
Хорошее вооружение, отличные оптика и средства связи, надежные двигатели и ходовые части, комфортные условия работы экипажа – все это вкупе с уже упомянутой отличной боевой подготовкой танкистов позволяло немцам всю войну обходиться меньшим количеством танков, чем у противника, и при этом наносить ему весьма ощутимые потери.
Сергей Куликов
========================

Михаил Барятинский
Комментарии
:-)
К счастью для всех остальных, еще в 1941-42 годах немцы продолжали выпускать дамские колготки и шляпки...
Ещё зонтики и велосипеды. И кастрюли с кроватями
Немецкие танковые асы настреляли советских танков больше, чем царь ворон, прямо тысячами и десятками тысяч, но толку от этого никакого, наверное оттого, что "якобы настреляли".
1942 год. Немцы вместе со всей Европой произвели 6166 танков и САУ, 500 из них отправили в Африку. СССР произвёл 24500 танков, в том числе 12500 (округлённо) Т-34 и 2500 КВ. Плюс CCCР получил от союзников 3400 танков. Обратите внимание — масштабы поставок союзников весьма сопоставимы с объемом производства танков немцами и чехами впридачу. Вот советской бронетанковой техники в 1942 было произведено в разы больше, чем немецкой, одних Т-34 в 2 с лишним раза больше. А площадь оккупированной немцами советской территории за 1942 как-то не сократилась.
То есть, почти шестикратное преимущество СССР в танках не позволило не то что там до Берлина дойти в 1942 году, но хотя бы до Смоленска.
Зато не забыл вялые африканские битвы "героических" англо-американо-канадцев против целых 2-х немецких дивизий.
Кастрюли с кроватями и зонтики, говорите? Вообще-то это было глупо до невозможности, так как уже наметились контуры поражения Германии.
Я нигде не утверждал, что Америка единоручно выиграла войну... Она могла вообще в нее не вмешиваться... Но к счастью для всех нас вмешалась.
Выходит, что англичане получили (40х3) танков на 120 укомплектованных дивизий и самолётов на 135.
На всякий случай, соотношение безвозвратных потерь личного состава на восточном фронте в 1942 было 3 к 1 не в пользу СССР. В 1943 - 2 к 1 не в пользу СССР. Это если по данным Кривошеева и Оверманса. А если учесть, что Кривошеев никогда не упускал возможности занизить советские потери хоть в личном составе, хоть в технике. Занизил, правда, в итоге не в разы, а примерно на 15-20%. А до 1944 ещё надо было как-то дожить.
Можно ещё по самолётам посравнивать, это ещё веселее получается. С тем же результирующим соотношением потерь в личном составе
Ну а к началу контрнаступления 19 ноября 1942 года СССР в сухопутных войсках имел 780 тыс. бойцов, а фрицы с союзниками 980 тыс. Так, например в Курской битве у нас было 1 млн. 300 тыс. и 600 тыс. в резерве, а у немцев 900 тыс. (по немецким данным ещё меньше: 780 тыс.)
Вот такие соотношения 3:1, а на вашем месте я бы написал, что 10:1, потому что такая же ерунда, но более впечатляет.
В 1943г. остатки группы Север подверглись штурму 3xсоветскиx фронтов.Имея 45 танков и 105 штурмовыx орудий немцы уничтожили 1800 единиц советской бронетеxники, полностью сорвав операцию .
в сентябре 1944 советские собрав свыше 2000 танков и сау намертво зажали отступающие немецкие части лишенныx практически всего тяжелого вооружения. Им на выручку пошел остаток 503 батальона из 10 тигров. В какой то деревеньке они наткнулись на группу танков Т-34 количеством примерно 100 штук, и сожгли иx всеx, поскольку экипажи пьянствовали ,не выставив даже оxрану, выстрелить смогла лишь одна 34-четверка.
Сволочь Гитлер все стратегии обосрал. Гад. Ватник.