Гримасы советского автопрома

ГАЗ-М73
 

Автопром СССР был очень забавной отраслью — там все как будто сговорились выпускать адское дерьмо, и даже когда заводам дерективно приказывали копировать удачные зарубежные образцы, они и эти копии умудрялись испоганить. Что уж говорить об оригинальных разработках? Чудовищные уродцы шли в серию, а всё, что случайно оказывалось удачным — губилось на корню. Тут не захочешь — а поверишь в заговор вредителей.

На фото в заголовке — так называемый ГАЗ-М73. Не путайте его с полноприводной «Победой» ГАЗ-М72 — это совершенно другая машина, другого класса и размера. Начнем с того, что ГАЗ-М73 создан на агрегатах Москвича-402. Он гораздо меньше Победы и легче.

Москвич-402 — это вот такой, если кто не знает:

Moskvit_Lahti

Этот Москвич представляет из себя некоторый клон кузова и салона от Форда, в который были вкрячены агрегаты от довоенного, выпускавшегося с 1937 года Опель-Кадета К38 (более известного вам как Москвич-400/401).

Но вернемся к М73. Когда клоуны вам рассказывают про то, что ВАЗ-Нива была «первым внедорожником с несущим кузовом» — плюньте им в харю, и не только потому, что Нива это галимый паркетник-обрезок на агрегатах Жигулей, а еще и потому, что первым в СССР внедорожником с несущим кузовом был вот этот вот ГАЗ-М73.

Раздаточная коробка, подвески и ведущие мосты были спроектированы специально для этой машины, напоминая по конструкции уменьшенные варианты соответствующих агрегатов ГАЗ-69, но унифицированых по ряду деталей с «Москвичом». Кузов автомобиля был несущим, имел простой и функциональный дизайн.

В декабре 1954 года было построено два опытных экземпляра — купе (см.фото ниже) и пикап (фото в заголовке), их доводочные испытания проводились с 12 февраля по 22 марта 1955. За это время автомобили в общей сложности прошли по дорогам различного типа более 3,5 тыс. км, что позволило прийти к определённым выводам в отношении их перспектив.

ГАЗ-М73

ГАЗ-М73

Испытания выявили высокую проходимость М-73, особенно по рыхлым грунтам и снегу, где автомобиль превосходил М-72 — это объяснялось меньшей массой и использованием специальных шин с большой шириной и внедорожным рисунком протектора, что способствовало снижению нагрузки на грунт. Максимальная скорость в 85 км/ч оказалась избыточной для автомобиля такого назначения — в ходе последующей доработки её ограничили до 70 км/ч за счёт изменения передаточных чисел раздаточной коробки, что позволило увеличить сцепное усилие на колёсах и существенно улучшить разгонную динамику.

К недостаткам машины относили 6-вольтовое электрооборудование от Москвича, а также более тесную (по сравнению с Победой, разумеется) кабину.

Что было дальше — вы наверняка догадываетесь. 2 июня 1955 года отраслевым министерством было принято решение передать проектирование и освоение М-73 на Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Где это всё благополучно и похоронили.

Вместо М-73 заводом была сбацана полноприводная поделка на базе кузова обычного Москвича-402 — так называемый Москвич-410. Тоже, кстати, с несущим кузовом. Она пошла в серию — всего в 1957—1961 гг.

было изготовлено 7580 экземпляров «Москвич-410» и «Москвич-410Н» и 1515 «Москвич-411» (вариант 410 с кузовом «Универсал»).

Затем на заводе был разработан вот такой вот «Москвич-416»:

Москвич-415

 Москвич-416

Была и открытая версия — с тентом — для военных, Москвич-415. Обе этих машины были гораздо легче, дешевле и потребляли меньше бензина, чем ГАЗ-69 и тем более УАЗ-469 — которые, кстати, тогда даже не имели цельнометаллических кузовов, ездили с брезентовыми тентами, а цельнометаллические милицейские «бобики» были вынуждены делать по спецзаказу на отдельном заводике в системе МВД.

Что было дальше — вы опять же наверняка догадываетесь. В 1961 году, со сменой руководства МЗМА, были изменены приоритеты. Руководством завода была принято постановление о прекращении разработки семейства вездеходов.

Вот так всё в СССР и делалось. В 1961 году уже сделанную работу закрываем — а в 1970 году начинаем городить очередной такой же огород с чистого листа, и рожаем Ниву, которая в разы хуже вот этого вот Москвича-416. Понимаете, как это работает? Раз за разом закапываются деньги в разработку машин, которые не идут в серию по совершенно надуманным причинам — как уже упомянутые М-73 и М-416, а пропихиваются в серию ублюдочные эрзацы, вроде М-410 и Нивы — причем на них тоже тратятся деньги и время.

Потому что чиновникам в СССР пилить бабло на разработке было интересно, там многое можно списать в никуда, а выпускать — нафиг надо, это же один геморой. Идеал чиновника — это чтобы завод дымил, жрал фонды, но ничего не производил. Вы думаете, я утрирую? Этот идеал был реально достигнут к распаду СССР. Были феерические свежепостроенные заводы, которые за несколько лет работы на полной мощности не выдали ни одного экземпляра годной продукции. Вообще ни одного. Весь их объем выпуска списывался в брак (как несложно понять, при такой схеме вообще не надо было ничего выпускать — деньги и фонды просто разворовывались, а завод гудел гудком и дымил трубой, имитируя работу).

Например, существует термин «Армянские электролиты» — это электролиты К50-6, К50-16 и К50-35 производства завода электролитических конденсаторов (ПО «Диполь») города-героя Камо (сейчас — Гавар), изготовлены из соплей армянской девственницы. Легко опознаются по букве G на кондёре (которая ненавязчиво намекает на их качество), люто-бешено ненавидимы электромеханиками из телеателье и прочими радиолюбителями. При обнаружении в пыльном девайсе должны быть немедленно выпилены нафиг, так как причина отказа кроется именно в них. Сборщики на заводах высирали кирпичи, когда братья-армяне как попало надевали плашки с полярностью на сабж. Алсо, такие же по качеству конденсаторы выпускались на заводе «Двин» в Ереване. А вот Ленинаканский конденсаторный прославился своими К50-6 с другой стороны — их вообще никто не видел. Завод с 1971 по 1985 год (когда его закрыли нафиг) не выпустил ни одной годной партии электролитических конденсаторов. Мне как курьез показывали бумажныйконденсатор с их логотипом — видишь, завод всё-таки что-то производил не на свалку!

Вот так СССР и лопнул — от груза туфты. Одни на бумаге собирали несуществующий хлопок, другие на бумаге выпускали несуществующие конденсаторы или там дизельные моторы, а потом мы удивлялись — откуда взялись деньги на скупку предприятий при распаде СССР.