Национализм, как пугало и страшный ночной кошмар

Почему мы можем говорить о правах и своеобразии уклада различных наций, но когда разговор заходит о русской – начинают моментально выявлять красно-коричневые оттенки. Говорим о свободе вероисповедания, спокойно смотрим на возведение мечети или синагоги, но когда Православие вдруг начинает заявлять о себе – оголтелый клерикализм!..

Почему, если пытаемся критически рассуждать об особенностях и неприглядных сторонах той или иной нации – это категорически плохо. Ну а в русскую можно, как в мишень, кидать всевозможные дротики, упражняясь в оригинальности, под итог, заключив, что и нации такой нет... Почему мы берем с потолка какие-то поверхностные суждения, спокойно навязываем их, как очередное ярмо, на шею русским, совершенно не понимая сути разговора и не зная его предмета.

И это воспринимается нормой.

Вот только один пример: в апрельской книжке «Дружбы народов» попались рассуждения Вячеслава Пьецуха «Базаров как альбатрос». Уважаемый писатель начинает рассуждать о «самоедстве» русских постепенно гиперболизируя это понятие. После чего уж вполне можно завернуть и такую «безусловную» истину: «Спору нет: русский человек завистник, пьяница, неряха, ненадежный работник, злокачественный фантазер; он и обманет — не дорого возьмет, и украдет, и в церковь ходит не каждое воскресенье, и на дармовщинку может съесть килограмм гвоздей».

Сложно мне понять из какого знания, какого опыта Пьецух делает подобное обобщение. Мне просто жаль людей, которые видят исключительно подобные картины. Наверное, это индивидуально свойство органов чувств...