6 декабря 1812 года, видя конечную гибель своего войска, Наполеон, не доезжая до Вильно, помчался на санях в Париж.
Вот как вспоминал об этом сопровождавший его герцог Арман де Коленкур: «В этот день три русских крестьянина напугали весь обоз, но едва только собралось несколько пехотинцев, как крестьяне скрылись, разграбив предварительно два генеральских экипажа.
Император был погружен в чтение депеш из Франции, а мы все радовались письмам, полученным от близких. В Париже были обеспокоены перерывом в получении сообщений из армии, но далеко не представляли себе наших бедствий. Память о прошлых походах императора поддерживала веру и внушала такое спокойствие, что наше долгое молчание произвело гораздо менее глубокое и неприятное впечатление, чем можно было опасаться...
Император продолжал заниматься знаменитым бюллетенем. Он по-прежнему не хотел скрывать ни одного из постигших его бедствий, дабы они произвели свое действие еще до его приезда, а потом, как он говорил, его присутствие успокоит и ободрит всех. Чем больше были эти бедствия, чем больше они росли с каждым днем, с каждым нашим шагом, тем более необходимым становилось его возвращение во Францию. Вечером он вызвал меня и говорил со мной в этом духе, повторив мне то, что я уже знал от князя Невшательского.
- При нынешнем положении вещей, - сказал он, - я могу внушать почтение Европе только из дворца в Тюильри.
Однако когда я по обыкновению высказал несколько замечаний, он заявил, что армия, вне всякого сомнения, займет позиции в Вильно и расположится там на зимние квартиры. Он рассчитывал выехать в течение ближайших 48 часов, как только вступит в контакт с войсками, подходившими из Вильно, и армия, следовательно, не будет больше, по его мнению, подвергаться никакому риску. Он торопился уехать, чтобы опередить известие о наших несчастьях. Надо сказать, что о них по большей части даже не знали. Вера в гений императора и привычка видеть, как он торжествует над самыми трудными препятствиями, были так велики, что общественное мнение в то время скорее преуменьшало, чем преувеличивало наши беды, сведения о которых дошли до него...».
Комментарии
Почти сто лет прожила, пережив многих великих её времени.
6 декабря
1576 - В стоящем на берегу Луары Блуа - главном городе департамента Луар и Шер, открылось заседание Генеральных штатов - представительного органа, созываемым по инициативе короля в критические моменты истории для оказания помощи правительству. Депутаты, в основном католики, отвергли мирный договор, подписанный с протестантами в мае ("Мир брата короля"), спровоцировав очередную, шестую по счёту, религиозную войну, продолжавшуюся почти год