Планета, берегись орангутангов!..

 

Обезумевшей обезьяне выпало рулить в 2016-м

Наступает год Огненной Обезьяны. Хотя говорят, что нам гадать по китайскому календарю, однако лидер страны провозгласил ориентацию на Восток, а именно на Китай, не на англоязычную Индию или исламский Пакистан, или Филиппины, тем более не на американизированную Японию, с которой у нас споры по Курильским островам.
Китай, который населяют полтора миллиарда человек и в котором разрешили заводить двух детей (наверное, готовятся к демографической экспансии в Сибирь), является для России образцом для подражания и даже иконой.
ВВП (ППС) Китая в 2015 году - 18 триллионов долларов. ВВП США - 17,4 трл. долларов, Индии - 7,4 трл. долларов, Японии - 4,8 трл. долларов, Германии - 3,7, России - 3,6. Россия, как мы видим, в пять раз слабее Китая. Так что смысл углубиться в китайскую тысячелетнюю астрологическую культуру Китая есть. Считается, что Обезьяна настолько самоуверенна, что рискует перехитрить саму себя. Обезьяна оптимистка, независима и завистлива. Годом Обезьяны был 1932-й - разгар коллективизации, по существу, Сталин становится единоличным лидером, это юридический запрет частной собственности. Год 1956-й, год XX съезда компартии, означавший разрыв со сталинизмом, это был шок для страны. В 1956 году Хрущев ввел войска в Венгрию. 1980 год был спокойным, но это начало войны в Афганистане (привела к 2 млн. погибших), что послужило одной из причин идейного краха СССР, прекращения политики разрядки напряженности, усиления «холодной войны» с Западом. Годом Обезьяны был и 1992 год, год распада СССР, гайдаровской «шоковой терапии» в экономике. Мы видим, что год Обезьяны - обычно год крупных поворотов и кризисов в России, и, наверное, традиция не будет прервана.
Эксперты предполагают падение к концу 2016 года цены на нефть до 20 долларов за баррель, а рубль достигнет курса к лету до 125 рублей за доллар. За чертой бедности может оказаться 60% населения, масштаб кризиса может превысить масштабы кризиса 1998 года. В условиях санкций и международной изоляции России практически ничего не остается, как установить в стране жесткую диктатуру под лозунгом сохранения независимой политики. Процесс нарастания авторитарности может пойти в геометрической прогрессии. Конечно, долго такую политику невозможно будет проводить, она неизбежно вызовет быстрое отторжение всего общества и даже правящей элиты, которая тотально ориентирована на Запад.
Излишнее закручивание гаек может привести к «срыву резьбы», спонтанному нарастанию общественного недовольства, требующего возвращения к ситуации до сочинской Олимпиады. Выборы в Думу могут привести к шокирующим результатам. Проводить их в ситуации 125 рублей за доллар - это может привести к краху «Единой России». Закон о разрешении стрелять в толпе для ФСБ крайне опасен в первую очередь для самой ФСБ. Это может стать повторением событий 9 января 1905 года. В том, чтобы ФСБ стреляла в народ, заинтересованы объективно все недруги режима, по существу, это будет моральным крахом власти. Потом не докажешь, кто прав, кто виноват. Рейтинг с +85% упадет до -85%. Так что самое оптимальное для президента отменить его, успокаивая общество. Страсти этот закон не утихомирит, он может их только разжечь. В принципе возникает вопрос: какой провокатор его придумал в столь неудачное время? При такой динамике цен на нефть внутренняя политика должна быть ювелирно точной.
Можно брать пример с президента Татарстана Рустама Минниханова. Он достаточно взвешенно и осторожно реагирует на вызовы, ставя во главу угла не репрессивные угрозы, а создание в обществе атмосферы взаимовыручки и поддержки социально не защищенных слоев населения. Они уязвимы в период кризиса больше всего, и они должны осознавать, что государство в случае тяжелых обстоятельств со всей мощью придет им на помощь. В период кризисов гарантия выживания государства - резкое демонстративное усиление социально-ориентированной политики. То есть для президента Татарстана необходимы регулярные акции, показывающие, что ни один человек не может быть брошен.

Коррупционные процессы хотя теоретически и вызовут рост популярности, но с ними нужно обращаться осторожно, они могут вызвать и озлобление. Лучше обратиться к сверхбогатым людям с призывом, как Билл Гейтс, добровольно направить две трети своих нажитых состояний в народный фонд спасения страны, пока у них все это революционные голодные массы не отняли в очередной раз.
Многие предлагают ввести вновь и государственную монополию на алкоголь. Тем более что начинается, как обычно во время кризисов, волна фальсификации алкоголя и люди пьют всякие суррогаты. Эта мера сразу укрепит рубль.
Как Ленин в свое время для ускорения восстановления экономики заменил продразверстку продналогом, подобные меры необходимо ввести и в экономике малого и среднего бизнеса. Как можно больше свободы для самозанятого населения.
На уровне региона в условиях кризиса назрел и перезрел вопрос значительного увеличения зон самостоятельной ответственности регионов, естественно, подкрепленных экономически. Вся экономика уходит в тень, если вы изымаете у производителя 75% доходов. Главное, он не понимает, за что платить - за то, что рубль достиг курса 125 рублей за доллар? Сейчас ввели ограничения, чтобы поменять 15 тысяч рублей на валюту, нужно заполнить анкету. Дальше эта политика будет только усиливаться, чтобы прекратить бегство населения от обесценивающихся рублей. Локально эти действия, может быть, и помогают, но ведут к усилению глухого ропота недовольства. Социальный пакт, вы нам относительно нормальный уровень жизни, мы вам лояльность, распадается на глазах. Год Обезьяны может привести к новой «геополитической катастрофе».
Закон об упразднении в Татарстане должности президента на глазах теряет актуальность. Думе нужно его побыстрее отменить как совершенно ненужный раздражитель. Возможно, наиболее рациональный ход - обращение Госсовета РТ в Конституционный суд России с просьбой рассмотреть коллизию двух федеральных законов, Договора о разграничении полномочий РФ - РТ и закона о наименовании должности. Если в момент кризиса начинать давить на Татарстан, это объективно может привести к эффекту «выдавливания». То есть к совершенно обратному предполагаемому результату.
Если руководство республики опасается по каким-либо основаниям подавать в Конституционный суд РФ заявление, то можно объявить о проведении референдума по наименованию должности. Это укрепит позиции руководства республики и позволит расширить границы самостоятельности. Отход от доктрины Шаймиева о развитии и укреплении государственности Татарстана, которая доминировала в начале 90-х годов, сегодня может грозить возвратом к «табеевской автономной экономике», когда из Татарстана тотально вывозилось все, вплоть до продуктов. Вряд ли население республики это одобрит. Причем вывоз капитала из республики может достичь еще больших размеров.
Движение «Татарстан - Новый век», доселе совершенно бесполезное, может призвать к проведению митинга тысяч в 50 человек в поддержку наименования «президент». Суть, конечно, не в названии, суть в том, что подобные акции свидетельствуют, что с мнением татарстанцев, с мнением народа нужно считаться.
Год Обезьяны всегда был годом перемен. Татарстан должен быть к ним готов. Чтоб не оказаться вновь у разбитого корыта в ТАССР В конце концов все зависит от самосознания народа, степени его политической культуры. Если народ не хочет защищать свои политические права, рано или поздно у него отнимают последние рубли. Если бы на месте татарстанцев были литовцы и у них ликвидировали пост президента законом из Москвы, то вышло бы на площадь не меньше миллиона человек.
Вместо того чтобы ликвидировать должность, лучше назначить Минниханова премьер-министром России. Тогда доллар опять стоил бы 30 рублей. А нашего президента можно было бы назвать и канцлером. Канцлер Татарстана – неплохо звучит. Кадыров бы завидовал.

Рашит Ахметов

Газета “Звезда Поволжья” № 47, 31 декабря 2015 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/