ГОТОВА ЛИ ВЛАСТЬ К ВЫБОРАМ?

На модерации Отложенный

Выборы в Государственную думу станут, по всей вероятности, главным событием для нашей страны в наступившем 2016 году. И любые решения власти, хочет она этого или нет, придётся рассматривать в контексте грядущей избирательной кампании.

Преувеличивать значение думских выборов, судя по последней практике, не стоит. Но и преуменьшать не следует. Игнорирование банальных законов политики чревато катаклизмами тогда, когда этого совсем не ждёшь.

В любой стране, в любом обществе, тем более там, где элита жирует не по способностям, есть всё же политические материи и установки, пренебрегать которыми не желательно. Хотя бы в целях банального самосохранения.

Уважительное отношение к выборам – одна из таких установок. Поэтому и российской власти придётся на виду у всех вести себя так, как будто предстоящие выборы определят будущее страны. Даже если она так и не считает. Насколько удачно это будет получаться у власть предержащих, настолько их можно будет признать адекватными ситуации.

В последнее время нашим кормчим удаётся заниматься всем этим с очевидным трудом. Даже, несмотря на то, что они контролируют все инструменты публичной политики и по логике должны активно использовать их, опережая оппонентов, перехватывать инициативу, не делать вид, что ничего не происходит, и не ждать, что всё рассосётся само собой.

Это касается реакций на различного рода темы – начиная от протеста дальнобойщиков и заканчивая странным бахвальством Чубайса о том, что у него очень много денег.

Реакция власти на всё это была настолько запоздалой и неадекватной, что возникло вполне очевидное подозрение в намерении искусственно усилить раздражение в обществе.

Появится ли такое понимание опасности в связи с тем, что приближается время выборов, когда раздражение проявляется особенно остро? Возможно. Существует ли опасность неконтролируемого развития событий? Естественно. Готова ли к ним власть? Сама она, наверняка думает, что готова.

Пока она рассчитывает, что остаётся возможность свалить ответственность на внешние козни и пятую колонну, явно не замечая, что большинство её внештатных конспирологов уже воспринимаются как штатные идиоты. Возможно, в Кремле чрезмерно успокоены тем, что катастрофический сценарий пока не просматривается. Это, кстати, верно. Рейтинги высокие, апатия в обществе ещё выше, оппозиция маловнятна и не обладает достаточными ресурсами.

Однако следует признать, что власть пока не научилась находить границы между той ситуацией, когда сценарий нежелателен, и той, когда он становится возможен. И если она не будет реагировать на слабые вызовы, то возможность катастрофического сценария придётся не только признавать публично, но и прикладывать огромные усилия, чтобы не превратить его в неизбежность.

Хватит ли в арсенале власти средств для погашения такой ситуации? Вот в чём сегодня вопрос.