Кем были российские революционеры: народными героями ил

На модерации Отложенный Кем были российские революционеры: народными героями или террористами?

О фундаментальной нравственно-политической апории современной России

Очередная официальная переоценка российской истории порождает настоящее интеллектуальное неудобство или когнитивный диссонанс у  многих представителей старших поколений, и не только у них, и связано это с отношением к террористическим практикам российских революционеров, и с отношением к самой революционной борьбе.

Старшие поколения россиян хорошо помнят, что революционеры были народными героями, благодаря которым было создано новое государство − СССР. Как учили прежние идеологи, это советское государство было результатом многолетней революционной борьбы самых активных представителей народа против эксплуататоров и других поработителей. Революционеры использовали самые разные способы борьбы за народное счастье, включая террористические акты, хотя в  советское время их называли просто актами справедливого возмездия угнетателям, и вынужденными средствами героической борьбы. Именами революционеров – героев были названы многие улицы и учреждения советской России.

И вот в начале 21 века многие бывшие революционеры оказались террористами, т.е. страшными государственными преступниками. Ведь они незаконно и бесчеловечно убивали госслужащих: губернаторов, полицейских и даже  смогли убить царя − Александра II, и в итоге они захватили власть в России, и построили большевистское, социалистическое государство.

Исходя из этой современной логики, получается, что СССР − это террористическое государство, построенное революционерами-террористами, а значит, его 70-летнее существование было нелегитимным.

Если принять этот тезис, то получаются неприятные выводы. Современная Россия объявила себя правопреемницей Советского Союза, т.е. правопреемницей революционно-террористического государства.

Но если это так, то  нельзя осуждать бывших российских революционеров-террористов, ведь мы являемся их правопреемниками, наследниками. Если же современные идеологи (политики, историки, журналисты) осуждают прежний революционный терроризм (признают его преступным), то они должны осуждать и всю советскую систему властвования, основанную на диктатуре пролетариата и коммунистической партии.

Однако такой масштабной переоценки пока не происходит. Из советского прошлого пока выбираются самые положительные, выгодные фрагменты, типа Великой победы над фашизмом или освоения космоса, и усиленно раскручиваются для поддержания положительной преемственности нынешней системы власти.

Но вопрос с революционерами-бывшими героями остаётся настоящей нравственно-политической проблемой, решить которую возможно только в  случае полного отказа, своего рода отречения от всего революционного советского государства − в результате признания, что мы не правопреемники Советской власти и СССР.

Готово ли общество к такому шагу? Готова ли к этому властная элита? Думаю, что нет.

Тогда, какое право имеют современные идеологи (особенно журналисты) осуждать прежних революционеров − этих борцов за  справедливость и народное счастье?

При этом в памятные дни не перестают нести цветы (особенно представители властных силовых структур) к памятнику Ф. Дзержинского. Значит, дело «красного террора» не забыто и считается вполне оправданным.

Так, как же относиться к бывшим революционерам? Может быть о них просто позабыть? Да, как же позабудешь, накануне 100-летия Великой Русской революции.

По всей видимости, относиться к ним будут по-разному: кому как выгодно, как привычно, как скажут из телевизора и др.