Как пророк Мухаммед объяснял закат Солнца
На модерации
Отложенный
Продолжаю разбор удивительного стиха из Корана, который показывает ошибочные представления ранних мусульман и пророка Мухаммеда. Речь идет о 86 аяте из 18 суры (главы Корана):
"Когда он прибыл туда, где закатывается солнце, он обнаружил, что оно закатывается в мутный (или горячий) источник. Около него он нашел народ. Мы сказали: «О Зуль Карнейн! Либо ты накажешь их, либо сделаешь им добро»". (Коран 18:86)
В этом аяте сказано, что Солнце заходит в мутный (горячий) источник, что противоречит научной картине мира.
Я уже написал две статьи по этой теме, в них затрагивал исключительно текст Корана и поздние мусульманские толкования, которые возникли спустя 600 лет после написания Корана.
Важность хадисов
Помимо Корана мы имеем еще один важный источник о мифических представлениях средневековых арабов - хадисы. Хадисы являются мусульманским преданием, большинство из них написаны в 8-9 веке. Мусульмане утверждают, что в хадисах описаны поступки и изречения пророка Мухаммеда. Очевидно, что авторы хадисов могли приписывать Мухаммеду то, что он никогда не говорил и не делал. Поэтому хадисы разделяют на достоверные и недостоверные.
Однако мы не можем полностью доверять мусульманам в вопросе достоверности "достоверных хадисов", но это неважно. Мы можем полагаться на них как на источник раннеисламских представлений о мире.
Что же написано в хадисах про погружение Солнца в мутный источник? Неужели ранние мусульмане и пророк Мухаммед понимали этот аят метафорически?
Хадисы про Солнце
Вот что сказано в достоверном сборнике хадисов "Сунан Абу Дауд" (8 век):
1. "Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Я сидел на осле позади Посланника Аллаха, а солнце как раз склонилось к закату, и Посланник Аллаха сказал: “Знаешь ли ты, куда оно заходит?” Я ответил: “Аллах и Его Посланник знают об этом лучше”. Он сказал: “Оно садится в источник горячий /хамийа/". (Сунан Абу Дауд, хадис 4002)
Здесь подтверждается буквальное прочтение аята о погружении Солнца в мутный источник.
Никакого субъективного взгляда Зуль Карнейна и никакой метафоры. Пророк Мухаммед открыто говорит, что Солнце садится в горячий (мутный) источник.
Теперь возьмем сборник хадисов меньшей надежности - "Муснад имама Ахмада". Он составлен в 9 веке, не обладает такой же степенью "достоверности", как "Сунан Абу Дауд", но сборник также важен, так как отражает раннеисламские представления о природе Солнца.
2. "Абу Зарр рассказывал: “Однажды я был с Пророком (верхом) на осле, на котором было седло или (кусок) бархата. Это было на закате. Он сказал мне: ‘О Абу Зарр, ты знаешь, где это (солнце) садится?’ Я сказал: ‘Аллах и Его Посланник знают лучше’. Он сказал: ‘Оно садится в источнике мутной воды, (затем) оно идет и падает ниц перед своим Господом, Могущественным и Вечно Величественным, под Троном. И когда приходит время выходить, Аллах позволяет ему выйти, и таким образом оно поднимается". (Муснад имама Ахмада, хадис 20948).
Здесь повествование дополняется тем, что Солнце после погружения в мутный источник падает ниц перед Аллахом.
Никакой метафоры
Таким образом, ранние мусульмане действительно считали, что Солнце буквально погружается в горячий или мутный источник каждый раз, когда оно заходит.
Это значит, что аят Корана 18:86 не может быть истолкован аллегорически или метафорически, но должен восприниматься как реальный взгляд мусульман на "движение" Солнца. Хадисы показывают, что сам пророк Мухаммед считал правдой увиденное Зуль Карнейном: Солнце садится в мутный горячий источник.
Вдобавок, Мухаммед считал, что Солнце восходит между рогами сатаны:
Ибн Умар передал, что Посланник Аллаха сказал: Не намеревайтесь совершать молитву ни во время восхода солнца, ни при его заката, ибо оно восходит между рогами сатаны. (Сахих Муслим 4:1807)
Нет ничего странного в том, что Мухаммед пишет в Коране о путешествии Зуль Карнейна к восходу и закату Солнца. Подобные истории описывались в ранних мифах: аккадский "Эпос о Гильгамеше", греко-сирийская "История Александра Македонского". Там герои таким же образом путешествовали на "край земли": к востоку и закату Солнца.
Комментарии