Особенности национальной гордости
Сегодня Европейский суд по правам человека принял окончательное решение по поводу дела Василия Кононова: бывший «красный партизан» все-таки признан виновным в «преступлениях против человечности». Суд решил, что латвийские власти правомерно приговорили Кононова к 1 году и 8 месяцам тюрьмы за расстрелы мирных жителей в мае 1944 года.
Это довольно неожиданный поворот в деле, которое, казалось бы, уже было закончено в 2008 году, когда малая палата того же Европейского суда признала преследование Василия Кононова незаконным и даже присудила ему 30 000 евро за отсиженный в тюрьме срок. Этот приговор тогда наделал много шуму, Кононов назвал сумму компенсации «издевательством», а российские официальные СМИ гремели о том, каким репрессиям подвергаются в Латвии ветераны Второй мировой войны.
Но не только российские журналисты следили за этим вялотекущим процессом: ещё в 2000-м году посол России в Латвии Александр Удальцов торжественно вручил Кононову российский паспорт, а движение «Идущие вместе» устраивало у посольства Латвии акции. Можно предположить, что окончательное решение Европейского суда поднимет новую волну шумной критики в России, причем на этот раз достанется не только латышам, но и Европейскому суду.
Как это нередко бывает, история эта выглядит совсем иначе, если судить о ней не по российской прессе. Первое отличие, которое бросается в глаза: в самой Латвии, где ввиду небольших размеров страны любая новость легко может стать национальной сенсацией, за процессом по делу Кононова не особенно следят. Собственно, из русских СМИ там и узнают об этом деле, как-то плохо укладывается в картину показательной травли, как это рисуют у нас.
Но еще более интересно то, что российские СМИ, в самых подробных деталях описывающие «преследования советского ветерана», не объясняют, а за что именно его судят? Ведь любому человеку понятно, что во время войны всякое возможно, и обе стороны, конечно, убивали мирных жителей. Избежать этого было невозможно. Почему же именно Кононова судили теперь как военного преступника?
Если взглянуть в материалы уголовного дела, то там можно обнаружить некоторые факты, которые проливают свет на некоторые подробности «партизанской» деятельности Кононова. Вот, например, информация, предоставленная директором Латвийского Центра документации преступлений тоталитаризма Индулисом Салите:
«В ходе проверки опубликованной в прессе информации о насильственном убийстве жителей деревни Малые Баты и сожжении нескольких хозяйственных строений на основании показаний 24 свидетелей и архивных документов были установлены следующие обстоятельства.
27 мая 1944 года, накануне Троицы, в деревню под руководством Василия Кононова прибыло спецподразделение «красных партизан», одетых в форменную одежду немецкой оккупационной армии.
Партизаны разошлись по хуторам и собрали всех присутствующих мужчин, а также трех женщин, и их убили. Одна из женщин была на 9-ом месяце беременности. Во время акции были убиты: Шкирмант Зулиан, 49 лет, – расстрелян, Шкирмант Владислав, 38 лет, – расстрелян, Шкирмант Бернард, 50 лет, – сожжен живьем, Шкирмант Гелен, жена Бернарда, 57 лет, – сожжена живьем, Крупник Модест, 49 лет, – расстрелян, Буль Амвроси, 54-х лет, – расстрелян, труп сожжен, Крупник Вероника, 63-х лет, – расстреляна, труп сожжен, Крупник Николь, 37 лет, – расстрелян, труп сожжен, Крупник Теко, 34-х лет, – ждала ребенка, расстреляна, труп сожжен. Факт насильственной смерти констатирован из записи в церковной книге, на основании архивных документов и свидетельских показаний 24 человек: детей убитых и жителей соседних деревень».
Из тех же архивных документов следует, что речь идет о крестьянах с небольшими подсобными хозяйствами. Деревня Малые Баты не была включена в список опорных пунктов полиции немецкого оккупационного управления данного района, и ни один из жителей, убитых в этой акции, не был мобилизован в действующую службу и не состоял в милитаризованных формированиях немецких оккупационных властей. Все они были родом из этой деревни. Сопротивления никто не оказывал.
Так кто такой Василий Кононов? На юридическом языке можно искать разные определения, но на обыденном языке таких, как Кононов, обычно называют словом «фашист». Это понятие давно уже означает далеко не только членов партии Муссолини. Часто его используют не по делу. Но, наверное, все согласятся, что тот, кто заживо сжигает ни в чем не повинных крестьян и расстреливает женщину на девятом месяце беременности, – самый настоящий, классический фашист. Нам привычнее представлять фашиста в форме вермахта. Так вот именно в немецкую форму и были одеты убийцы в деревне Малые Баты. Неизвестно даже, поняли ли местные жители, с кем имеют дело. Скорее всего, им это уже было все равно.
Почему же тогда российские власти сделали Кононова героем? В чем его отличие от нацистских преступников? В русской фамилии? Так ведь и у генерала Власова была русская фамилия, а вместе с ней и орден Красного Знамени. Надо признать, во время войны было немало русских, кому больше по душе оказалась немецкая форма. Правда, даже из них не все расстреливали беременных женщин и сжигали мирных жителей заживо.
Впрочем, нельзя сказать, что российские власти действовали иррационально. Новость об угнетении ветерана Кононова предназначалась не тем, кто читает интернет-новости. Она предназначалась тем российским ветеранам, которые, увидев ужастик об угнетении на Западе героев войны, подумают, что у нас еще все не так плохо. Вон, ведь, даже парад устроили, а могли бы и в тюрьму посадить.
Комментарии