Стоит ли плакать по русской деревне?

Русские иммигранты из дальнего зарубежья все чаще гнетут мой разум мотивом Родины

Вот письмо от Вероники из США. «Почему в России вымирают деревни? Почему не подымите эту тему? Не будет деревень, не будет Земли Матушки вообще!

…Не будет деревни, где вы Душой отдыхать собираетесь? Уж не в Турции ли?»

С письмом Вероника выслала фотографии с Интернета – развалины деревень российских.

Веронике надоело жить в Калифорнии, где (если ей верить): «…воду из туалетов, очистке предают, потому как воды тут нету!»

Посему Вероника в свои 35 лет (не замужем) возжелала вернуться на историческую родину и купить дом в деревне. Мечтает разводить гусей, хоть и сомневается, что решится убить эту величавую птицу на свое пропитание.

Деревни в России действительно вымирают по нарастающей, но лично я не вижу в том никакой скорби. У людей, имеющих представление о деревне лишь по слащавым советским фильмам и сказам иных писателей, создалось ложное впечатление о предмете наших раздумий как об истоке некой духовности и даже культуры. На самом деле никакой духовности и культуры в деревне нет.

Кто-то (не помню) рассказывал: приехали к нам в деревню московские интеллигенты. Видят, Васька хромой идет вдоль лесной опушки, голову вверх задрал и внимательно так на березы смотрит. Москвичи говорят, вот что значит человек деревенский, с какой любовью и как душевно на весенние дерева взирает! Как Мать-природу чует! А Васька на самом деле подходящую березу искал, чтобы вилы сделать.

Мне скажут – а сколько вышло из той деревни людей достойных! Так это не благодаря условиям, а вопреки. Тяжкая, полуголодная жизнь российской деревни вела селекцию наиболее сильного, выносливого населения. А наиболее умные, но хилые часто были обречены.

Наверное потому мы имеем сейчас большой запас прочности, позволяющий нам пить и есть такую отраву, от которой Европа давно бы сдохла. Но по той же причине не имеем мы той высокой культуры, мягкости в человеческих отношениях, какие существуют в Европе.

На огромных просторах наши деревни жили практически изолировано, подобно племенам амазонским, что весьма тормозило и тормозит сейчас их развитие. И весь этот плач по утерянным ремеслам - как вышивка полотенец, лепка свистулек – совершенно напрасный плач. Глухие деревни вымирают не какой-то мучительной смертью, а потому что люди из них перебираются поближе к цивилизации, где впервые знакомятся с вилкой и даже с зубною щеткой.

Конечно же, наши областные центры, населенные вчерашними деревенскими жителями, тоже далеко не образец культуры. Но относительно глухой деревни там есть и какая-то медицина, и школа, и зоопарк…

Нет, я не за то чтобы уничтожить деревню, она обязательно должна быть, но не в глуши лесной, куда надо тянуть электричество верст за сорок и к больному на вертолете лететь. Пусть будут деревни неподалеку от городов и от больших дорог. Там люди живут относительно по-человечески и трудятся на земле. Но зачем возрождать селения в глухомани? В прошлом году в вятской тайге увидел я телефонные аппараты на солнечных батареях из серебра (смотрите фото). Дорогущая вещь рядом с парой разрушенных деревенских домов, в которых уж тридцать лет никто не живет. Районное начальство потом пояснило, что с Самого верху пришел указ – телефонизировать все деревни в России! Пусть там и на десять верст никто не живет, но по карте деревни числятся, следовательно, надо и телефоны ставить. Полагаю, что таких мертвых отелефоненных деревень по России тысячи. Так что под плачь об умерших деревнях можно еще и хорошо заработать.