Мигранты заразили Россию полиомиелитом
Известие о выявлении случаев заражения полиомиелитом в России получило широкий общественный резонанс. Пока известно о двух случаях заражения. Причем, в обоих вирус-возбудитель имел не российское происхождение, а был «импортирован» к нам из Таджикистана. Переносчиками заболевания стали две девочки, которые как это предельно политкорректно сформулировал главный государственный санврач Геннадий Онищенко «приехали в страну в рамках, скажем так, программы гастарбайтерства». Причем, он признался, что девочка, которая привезла полиомиелит в Москву, имела все справки о выполненных необходимых вакцинах от вируса. Что, откровенно говоря, совсем неудивительно, учитывая, мягко скажем, специфику работы российской таможни и профильных контролирующих органов вроде ФМС.
Наибольшее беспокойство в этой ситуации, конечно, вызывает неопределенность — вдруг вирулентные «подарки», привезенные мигрантами из Средней Азии, приживутся на российской почве, положив начало полномасштабной эпидемии. В настоящий момент власти предпринимают все меры (будем надеяться, не запоздалые), чтобы локализовать эпидемиологический очаг, предотвратить развитие ситуации по неблагоприятному сценарию.
А основания для беспокойства на этот счет имеются. По словам Онищенко, привезенные штаммы локально возобновили циркуляцию в России так называемого «дикого» штамма вируса, которого не было в нашей стране, по меньшей мере, в течение последних 10 лет. Однако «для нас в эпидемиологическом плане эти привезенные случаи значения не имеют», сделал неожиданно оптимистический вывод главный санитарный врач. Поскольку, мол, эти случаи формально не являются зарегистрированными ВОЗ в России. А значит, успокоил чиновник, Россия по-прежнему может считаться «страной, свободной от полиомиелита». «За эти случаи мы перед Всемирной организацией здравоохранения не отчитываемся, хотя и уведомили ее о них»,— добавил глава Роспотребнадзора и заметил, что «нам в зачет эти случаи не пойдут, с точки зрения политики и статистики они нас не волнуют».
И все же считаться страной, формально свободной от полиомиелита, и быть избавленными от него фактически, согласимся, совсем разные вещи. И еще одна «маленькая деталь» — хотелось бы, чтобы человек, который занимает столь ответственный пост, связанный с обеспечением здоровья и безопасности миллионов граждан РФ, в первую очередь волновался бы не по поводу «политики и статистики».
При этом все же упрекнуть Роспотребнадзор и другие ведомства в бездействии было бы несправедливо. В частности, уже дано поручение провести так называемую подчищающую вакцинацию — тех, кто по тем или иным причинам не был привит ранее. Кроме того, проведена вакцинация российских военных, которые находятся в Таджикистане. Также принято решение о временном запрете на въезд в Россию из Таджикистана детей до шести лет.
В петербургском международном аэропорту «Пулково», например, уже дежурят врачи детских поликлиник для вакцинации детей, прибывающих из Таджикистана. Ставят прививки от полиомиелита и в других международных аэропортах РФ.
Угрожает ли России вспышка опасного инфекционного заболевания? Этот вопрос мы адресовали члену Лиги защитников прав пациентов Дмитрию Айвазяну:
— По большому счету, уровень инфекционной опасности (и по гепатитам, и по энцефалитам, и по различным штаммам гриппа) и степень эпидемиологического давлении на Россию извне как были высокими, так ими и остаются. Естественно, все это связано с неурегулированностью миграционных потоков, поставок импортных продуктов и т. д. Те же пищевые продукты проходят недостаточный контроль на станциях санэпидслужбы. Не говоря уже о большой коррупционной составляющей среди тех работников, которые призваны контролировать и надлежащим образом отслеживать эти потоки. Липовые справки и сертификаты, естественно, не способствуют предотвращению подобных эксцессов. А уголовные дела, которые возбуждаются по выявленным случаям фальсификации — это лишь видимая вершина айсберга.
Уровень коррупции в системе таков, что попадание на территорию России 4–5 носителей вирусного полиомиелита никакого удивления не вызывает. Не исключено, что это была случайная находка. Потому что в 80-90% случаев такие инфекции протекают в скрытой форме. Их часто принимают за насморк, грипп и т. д.
Любая вирусная инфекция начинается со стандартной симптоматики (типа гриппа) — ломит в суставах, болят мышцы, глаза слезятся. То есть, речь идет об иммунном ответе организма. В большинстве случаев это через какое-то время проходит. Другое дело, что бывают случаи, когда болезнь приводит к грозным осложнениям (например, на центральную нервную систему). Это касается как гриппа, так и полиомиелита, энцефалита и любых других вирусных инфекций. Но такие случаи не настолько часты, чтобы поддаваться панике. Тем более, что некоторые наши чиновники очень любят такую панику. Потому что на волне панических настроений, разогретых с помощью СМИ, очень удобно обтяпывать свои коммерческие делишки. Что и произошло, кстати, с птичьим и свиным гриппом. Все это оказалось блефом. Кому-то понадобилось сбросить на рынок очередную партию вакцин или получить заказ, списав миллион, другой, третий с бюджета.
Я не верю в разговоры о том, что какую-то инфекционную болезнь в последний раз в нашей стране регистрировали аж более 10 лет назад. Потому что статистка у нас хромает. Никакой нормальной диагностики, по сути, не проводится. Как ехали эти таджики и узбеки, так они и едут. Можно подумать, что за 10 лет к нам не приехало ни одного мигранта, являющегося носителем подобного заболевания, а тут — сразу несколько.
Комментарии