Пока Россия в Сирии в разборки увлеклась...

Мечеть Кул-Шериф у Казанского Кремля           Фото из Инета

Слово

На вопрос о наименовании должности «президент» в Татарстане Владимир Путин на пресс-конференции ответил туманно и дипломатично, ответ был явно подготовлен заранее, формулировки были сбалансированы и наверняка многократно оттачивались.

Напомним, что он сказал: «Теперь по поводу президента Татарстана. Вы знаете, у нас ведь как в стране говорят: хоть горшком назовите, главное, чтобы в печку не ставили. Это действительно дело самого Татарстана, я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет какие-то национальные чувства. Вы же знаете, как остро реагируют на свои национальные чувства народы Кавказа, но даже Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент, а мы сделаем по-другому в отношении руководителя, первого лица республики. Это был выбор чеченского народа. Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно?».

Конечно, этот ответ был рассчитан на татарский народ в первую очередь. Потому что его это задевает больше всего. Четыре раза в республике пытались ставить вопрос о союзном статусе в советский период, об избавлении от статуса второсортной автономии. При Сталине в 20-х, в 30-х годах, при Хрущеве, при Брежневе. Всегда ЦК последовательно отказывал, хотя при Брежневе за счет добываемых в Татарстане ежегодно 100 млн. тонн нефти, как утверждал Байбаков, весь СССР уже существовал. Эта куцая автономность порождала большое недовольство элиты Татарстана. Когда Горбачев предложил подписать новый союзный договор, Шаймиев решительно заявил, что тоже его подпишет от имени Татарстана исключительно в статусе союзной республики. За полтора года до Беловежской пущи, до распада СССР, в Татарстане была принята Декларация о государственном суверенитете республики. Татарстан тогда не вышел из состава России, хотя мог, опираясь на Декларацию о суверенитете. Татарстан отказался подписать Федеративный договор РФ.

Президент Татарстана - один из символов государственности, и его «ликвидация» поэтому рассматривается болезненно, потому что может свидетельствовать о тенденции к ликвидации республики. Республике суверенитет дал много, хотя он был весьма ограничен, Шаймиев всегда был в этом вопросе крайне осторожен. Он подчеркивал, что речь о выходе из состава России не идет, вопрос стоит о большей самостоятельности Татарстана. Несмотря на это, во время референдума о правосубъектности республики Генеральная прокуратура России предупредила его, что в случае открытия участков референдума он может быть вместе с Фаридом Мухаметшиным и Мухамматом Сабировым арестован. Шаймиев затем писал, что ночь перед референдумом была самой тяжелой ночью в его жизни.
Для чего нужно Москве ликвидировать это название, которое никому не мешает? В чем причины такой настойчивости? Расхожая фраза, на которую ссылается Путин, в заявлении Рамзана Кадырова «президент в России должен быть только один»? Вызывать болезненную реакцию второго по численности народа России только из-за этого легковесного тезиса? В свое время один из советников Ельцина рассказывал мне, почему Ельцин отказался от ввода войск в Татарстан перед референдумом. На него неизгладимое впечатление (как на опытного партийного руководителя) произвел довод советника, что в армии России служит много татар, в том числе и на ответственных должностях, и оккупация Татарстана произведет на них нехорошее впечатление, это может негативно отразиться на обороноспособности страны и даже на лояльности Вооруженных сил, поэтому от этого шага стоит максимально воздержаться.

Путин говорит: «...Я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет какие-то национальные чувства...» Мне кажется, он ошибается. Вспомните, с каким воодушевлением прошли 13 сентября выборы президента Татарстана. Всего три месяца назад. Люди вполне осознанно шли голосовать за Минни- ханова, который получил 94% голосов, в том числе и за надежду о сохранении поста президента в республике. Это дало огромный мобилизационный импульс на выборах. Еще раз – это не просто название должности, это символ государственности, его так и называют - гарант Конституции Татарстана. Лишая Татарстан этой должности, лишают республику и гаранта Конституции РТ.

Нельзя повернуть вспять ход истории.

Как раз этот вопрос очень чувствительно задевает национальные чувства татар. Да и всем татарстанцам, независимо от национальности, это не очень нравится. Ну ликвидируют сегодня этот пост под сильным нажимом. Как говорится, выкрутят руки Минниханову, пригрозят отставкой, потребуют, чтобы он выступил с такой же инициативой, как Рамзан Кадыров. Будут рассматривать его заявление как тест на лояльность, и тому придется идти на уступки. Но через 5, 10, 15 лет этот пост будет опять возвращен - может, в этом кто-то сомневается? Для татар это унижение, и не нужно проводить народ через такие унижения, это очень вредно для единства страны, в которой и так масса более тяжелых и трудных проблем. Татары лояльны России, но зачем «выкручивать им руки», зачем совершать действия, которые не способствуют укреплению лояльности татар?
Ликвидация поста президента Татарстана - это будет огромная политическая ошибка федерального центра, если такое решение будет принято. Татарам и так сотни лет тыкали татаро-монгольским игом, которого не было, травили в школах детей, а теперь это все начинается вновь? Опомнитесь, как говорится, если бог желает наказать, он лишает разума.

Социологические опросы показывают, что 70% населения Татарстана против переименования должности, 20% не определились. В том числе 62% русского населения за сохранение поста. Никто не собирается наносить «удар в спину» татарскому народу. Если этот вопрос вынести на референдум, неопределив- шиеся в подавляющей массе проголосуют за сохранение должности, примерно 70% из неопределившихся, так гласят законы социологии. То есть на референдуме не менее 84% будут за сохранение, а в действительности, наверное, и больше. Этот референдум необходим Татарстану, его проводить нужно, чтобы никто в России не мог спекулировать по этому вопросу.

Это действительно будет выбор татарстанского народа, тем более что Путин предлагает его сделать. Но складывается впечатление, что против проведения этого референдума в Москве выступают могущественные силы, прекрасно понимая, какое решение на нем будет принято. Думаю, в Московском Кремле достаточно социологических исследований проведено, чтобы не иметь иллюзий по этому вопросу. Татарстан давно провел бы подобный референдум, но, скорее всего, команда из Москвы на него отрицательная. Путин говорит: «Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана». В чем проблема? Народ Татарстана давно все решил, он давно за сохранение поста президента. Попытаться сегодня заставить Рустама Минниханова публично выступить за ликвидацию поста - народ в республике этого не поймёт. Попытаться организовать голосование в Госсовете РТ по этому поводу – какой депутат Госсовета РТ во главе с Фаридом Мухаметшиным за ликвидацию поста президента? Думаю, что даже найти нескольких будет непросто.

Мнение госсоветника Шаймиева по этому поводу давно известно. Он категорически против ликвидации поста президента РТ. Я думаю, в этот сложный момент он мог бы призвать к проведению референдума по этому поводу в Татарстане, ссылаясь на Владимира Путина. Как известно, год назад Государственная дума пошла навстречу Татарстану и отложила это решение. Наверное, в обмен на какие- то заверения Минниханова. Президенту Татарстана трудно выступать по этому вопросу, но движение «Татарстан - новый век» могло бы сделать заявление, призвать к проведению референдума. Иначе зачем оно нужно?

Возможно, Госсовет РТ все-таки обратится в Конституционный суд России по этому вопросу. Но лучше всего, если бы он обратился прямо к Путину, и тот, наверное, пошел бы навстречу и оставил в Татарстане эту должность. Тем более что в будущем году предстоят выборы в Думу. Тогда все были бы довольны.

                                                                                                                                                                            Рашит Ахметов

 

Газета “Звезда Поволжья” № 46, 24 декабря 2015 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/