Японский автомобильный секонд-хенд из Владика опять до Урала покатится

На модерации Отложенный

На праворульные авто не будут ставить спутниковые системы — для них нет комплектующих

На Дальнем Востоке де-юре закончился срок моратория на установку систем ЭРА-ГЛОНАСС в подержанные праворульные авто, ввезённые из Японии и других стран. О продлении льгот для жителей Дальневосточного федерального округа (ДФО) ничего не слышно, однако паники нет. Судя по косвенной информации, мораторий так или иначе продлят. В условиях острого дефицита новых автомобилей импорт подержанных частично спасает ситуацию, а новые волнения властям РФ сейчас ни к чему.

Разрешение ставить на учёт ввезенные из-за границы праворульные машины без установки ЭРА-ГЛОНАСС действовало до 3 декабря 2022 года, нового документа на сей счёт никто не видел.

Причины льгот, впервые принятых ещё пять лет назад, довольно просты. И их не очень любят афишировать.

Во-первых, эта самая ЭРА-ГЛОНАСС — автоматизированная информационная система, которая вроде как позволяет оперативно сообщать об авариях — в ДФО не работает. И за пять лет с этим ничего не изменилось.

Во-вторых, чиновники боятся, волнений по типа тех, что были в начале 2021-го, а то и похуже. Ведь бюджетную «праворульку» там можно купить за 150−170 тысяч рублей, а платить ещё 30−40 тысяч рублей за никому не нужную электронику никто не захочет.

Причём сейчас недовольство может перекинуться и на другие регионы. Дело в том, что на российские дороги стали массово возвращаться почти исчезнувшие было в европейской части страны «праворульки». Нет, в ДФО они никуда не девались, там, наоборот, авто с европейским расположением руля редкость. А уж отечественное — совсем нонсенс.

«По госконтракту нам выдали новенький УАЗ „Патриот“, сломался. Мы его, конечно, починили по гарантии, но больше не эксплуатируем. Ведь в следующий раз его придётся ремонтировать уже за деньги. Стоит под навесом. Есть в хозяйстве японские дизельные пикапчики, они старенькие, но не ломаются, да и топлива кушают в два-три раза меньше. Структура у нас небогатая, поэтому такие вот „автоветераны“ своей экономичностью и надёжностью очень выручают», — рассказывает директор одного приморского заповедника.

Это там. Но и тут народ, который больше не имеет возможности купить новые авто, пересаживается на японский «сэконд хэнд». Да, не очень удобно, придётся привыкать, но вариантов нет. И по предложению, и по деньгам. Даже в более благополучном столичном регионе люди покупают «праворульки», причём отнюдь не модели последних лет.

На парковке около продуктового магазина остановился. Toyota Crown восьмого поколения, универсал (Royal Saloon Wagon). Редкая машина, да и вообще — это Дункан Маклауд японского автопрома, крепкая как танк техника. Разговорились. Как оказалось, авто 1996 года, человек его купил около месяца назад, 1JZ-GE (2,5 л., 180 л. с, ещё без VVT-i), АКПП. Кушает на удивление скромно, до десяти литров — это если не давить на тапку. Если же надавить мало кто из современных машин угонится в принципе. 1JZ — этим всё сказано…

«Пришло время менять машину, моя старенькая Kia Spectra уже начала осыпаться, а купить-то и нечего. Вроде и деньги есть, а вроде как их и нет. Китайцы делают неплохие машины, но в России их продают в три-четыре раза дороже, чем в КНР, барыги вконец (непечатное выражение).

За китайскую цену бы купил не раздумывая, а так — нет.

Поэтому решил пересесть на правый руль, японцы для себя делают надёжные машины, лучше, чем на экспорт. Знакомый надоумил, он как раз с Владика авто гоняет, сейчас на них спрос огромный. Едет хорошо, жрёт умеренно, комфортная, просторная, очень вместительная. С «расходниками» и запчастями проблем нет — с Дальнего Востока всё можно заказать, контакты уже есть. В общем, покупкой очень доволен", — делится опытом житель Московской области Виктор.

Никакой ЭРА-ГЛОНАСС в «японце», понятное дело, нет. Да и на многих новых авто таковые, к слову, тоже не стоят. Например, далеко не все «китайцы», которые сейчас продаются в автосалонах, ими укомплектованы. Производителям это просто не надо, а автосалонам тем более. В общем, на это закрывают глаза, в том числе в ГИБДД. Особенно сейчас, когда проблемы с поставками электроники, комплектующих для этой самой «автоматизированной информационной системы» тупо нет. Отечественная электроника отсутствует как класс, а с импортом перебои. По понятным причинам.

Учитывая более чем напряжённую ситуацию в стране власти вряд ли захотят создавать ещё один очаг напряжённости, а ДФО таковым может стать в любой момент. В том случае, если там начнут «шкурить» за ввоз авто без установки этой самой системы.

Кстати, помимо «праворулек» корейские и китайские авто с левым рулём там тоже не заставляли комплектовать «скрепной» электроникой. И всё это ездит не только в ДФО, но и в Иркутской, Новосибирской и иных областях. В общем, до самого Урала.

«Все прекрасно понимают, в какой ситуации мы находимся, в какой ситуации находятся автопроизводители. Я думаю, что всё это будет тихой сапой продлено. У нас на будущий год потенциальный объем продаж новых автомобилей составит от 600 тысяч до 750 тысяч единиц. То есть плюс-минус столько же, сколько в этом году. Это значит, люди будут покупать б/у. Поэтому покупка японской „праворукой“ машины „оттуда“, на самом деле, в каком-то смысле является выходом», — считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Поводов для оптимизма по поводу авторынка в целом, действительно, нет. Никаких. Из Тольятти совсем перестали поступать новости.

Все слова чиновников о том, что вместо ушедших европейцев, у которых тут были линии по «отвёрточной» сборке, в РФ придут китайцы и иные «дружественные страны», так и остались таковыми. В общем, как обычно. Говорить — не мешки ворочать.

«Ни один из простаивающих автозаводов в РФ не был приобретен иностранной компанией, то есть прямой выход „альтернативных“ инвесторов — например, китайских — так и не состоялся. Компании присматриваются к ситуации, в том числе с санкциями. Для больших китайских игроков важны более стабильные и ёмкие рынки США и ЕС», — объясняет исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Иными словами, надежда только на собственные силы. Таковые есть — и деньги, и ресурсы, и умы, и руки, и головы. И даже производственные площадки имеются, с которых можно как-то начинать.

Иван Рыбин