Стыдно притворяться, что любишь Родину больше, чем самого себя
Родина для нас – это отсутствие людей. По-настоящему мы способны любить родину, только если нам никто не мешает. Мы не любим людей, не чувствуем с ними солидарности – и было бы странно, честно говоря, если бы было наоборот.
Дней десять с нарастающей силой доносилось из телевизора все то, что называется патриотикой (был в гостях у бабушки, сам-то я телевизор давно не смотрю). Конкурс песни на тему войны на Первом канале: тексты – сплошные танки, пушки, похоронки, ни одной оригинальной идеи, ни даже попытки спеть своим голосом, а не Николая Караченцова или Владимира Высоцкого.
То же касается и фильмов о войне. Ожесточенные копии копий с фильмов 1970-х годов. С другой стороны, «День Победы» – бравурная, никогда не любимая ветеранами, которые тогда еще были в силах сказать об этом прямо, – сегодня звучит еще фальшивее. В свое время эта песня была новым трендом брежневского времени – компромиссом между трагедией и торжеством, причем торжество уже преобладало: «Пам-парам-пам-пам!» (сегодня на торжество, как кто-то заметил в блогах, отводится целый день, а на трагедию – ровно одна минута: минута молчания).
На фоне этого тотального бесчувствия каким-то колом возвышается песня «Конь» группы «Любэ»: в который раз невольно прослушав ее – с хором, с оркестром, чуть ли не с конем, я кое-что понял про «Любэ», патриотизм и про нас
Сегодня эта песня – по сути, единственный наш вклад, от всех 1990-х и 2000-х, в общую копилку российской патриотики.
Причем сам по себе текст не фонтан. «Выйду ночью в поле с конем, ночкой темной тихо пойдем» – типичная для текстов «Любэ» тавтология: ночью-ночкой, темной-тихо (это еще умудриться спеть надо, сплошной «пистолет ТТ»). Не говоря уже о тавтологии смысловой: если вы выходите ночью, да еще и в поле, само собой разумеется, что происходит это не с грохотом, и поэтому уточнение «ТИХО пойдем» лишнее.
Все это – школьный уровень, когда ради нужного размера поэт вставляет всякие необязательные слова и междометия. Крайне несовершенно – в сравнении с советскими или народными образцами, – но все-таки что-то в этой песне есть, что приподнимает ее над общим уровнем, в том числе и самой группы.
21 год назад, когда «Любэ» появились, к ним относились как к фрикам, как к дискотечному приколу – примерно как к реперу Сяве в «Ютьюбе». Есть что-то символичное в том, что мерилом серьезности в поп-искусстве стало то, что было задумано как стёб. Постмодернизм не скрывает своей вторичности, того, что он – только копия, имитация. А в лице «Любэ» постмодернизм словно сошел с ума и поверил в серьезность собственного высказывания. «Любэ» – это гоголевский нос, который свысока стал разговаривать не только с хозяином носа майором Ковалевым, но и с хозяином дискурса – Н. В. Гоголем.
Главная тайна «Любэ», однако, состоит в том, что на самом деле их песни не имеют ничего общего с народностью. Образ «парня с нашего двора» вышел не из двора, а из мифа о дворе, из утопической мечты о том, что из хулигана получается патриот родины. Этим, возможно, и объясняется успех «Любэ» – тем, что они предложили в 1990-е миф о России – наподобие брейгелевского, где на картинах резвятся средневековые гопники. Это неклассический идеологический продукт, потому что создан он был не по указанию партии, а по велению сердца, которое истосковалось по сильной руке.
Песни «Любэ» – это конструктор: из старых советских хитов собирается новый. Классический пример «сборки» – песня «Там за туманами»: «Шепчутся волны и вздыхают, и зовут. Но не поймут они, чудные, не поймут. Там, за туманами, вечными, пьяными (...) Ждет Севастополь, ждет Камчатка, ждет Кронштадт. Верит и ждет земля родных своих ребят...» Эта песня – слепок с песни «Прощайте, скалистые горы» («А волны и стонут, и плачут. И бьются о борт корабля. Остался в далеком тумане Рыбачий – родимая наша земля»). Только в «оригинале» корабли уходят от родных берегов, а в песне «Любэ» – возвращаются.
Песня про коня – тоже слепок с чего-то «казачьего». Но тут, несмотря на формальную задачу, проговорилось кое-что настоящее.
Ночью в поле звезд благодать,
В поле никого не видать.
Вот выходит человек из дома, ночью. Хорошо. Никого вокруг. Оттого-то и хорошо, что никого нет. Это чувство соответствует времени написания песни (1993 год): когда в собственности стали появляться участки и дома, когда стало возможно идти именно по своей земле – и знать, что чужой сюда не сунется. И деревья, и трава, и живность – все твое. Этим и объясняется состояние эйфории, охватившее лирического героя: это любовь постсоветского собственника, землевладельца – здесь радость обладания, присвоения, которую по ошибке принимают за чувство любви к родине. «По бескрайнему полю моему», – так вполне мог спеть олигарх, который вышел прогуляться по своему участку.
Стремление к монополизму заложено в природе человека, и капитализм именно этот инстинкт эксплуатирует. Каждый стремится к тому, чтобы все досталось ему – при отсутствии конкурентов, вообще лишних, «ненужных» людей. Из-за того, что наши чувства исторически отягощены коллективизмом, навязываемым и снизу (община), и сверху (государство), наш человек способен полюбить родину, только когда ему никто не мешает. Когда вокруг ни души, Россия представляется как чистая и величавая. И в этот момент возникает мысль, что рассвет, едва брезжащий над землей, – он тоже в каком-то смысле твой, хотя купить ты его не можешь. Так рождается абстракция – любовь к родине – у свободного собственника.
Вас не должен смущать конь. Конь в песне – это условность, такая дань русскости, к тому же древнейший символ еще со времен наскальной живописи. На самом деле тут не с конем идут, а с котом или, что еще вероятнее, с собакой – такой огромной, которая также призвана выражать и подчеркивать идею хозяина, – и вот с этим псом и совершается обход родины.
Эта песня – гимн эгоизму и самолюбованию. Именно этим она и правдива – несмотря на стилистическую вторичность. Зато идея честная: родина для нас – это отсутствие людей. Мы не любим даже «своих», не чувствуем с ними солидарности – и было бы странно, честно говоря, если бы было наоборот.
Нашей патриотике пора, наконец, перестать обманывать людей и себя – разными отсылками к истории и традициям, к устаревшим формам коллективной любви к родине: парады и бесплатные шоу на площадях. Надо искать новые формы патриотики, соответствующие современной социально-экономической формации, и растить индивидуальное чувство патриотизма, основанное как раз на чувстве частной собственности. Проблема только в том, что индивидуальному патриотизму не прикажешь – он не сразу возникает и не из-под палки. Ну и не будем торопить его – и тем более требовать в полном объеме от каждого.
Фальшь казенной патриотики возникает именно оттого, что старые формы – коллективистские – входят в противоречие с сегодняшним содержанием и духом эпохи: мыслить обобщениями, испытывать «большое чувство» – дружба народов, всеобщий порыв, массовый энтузиазм, возьмемся за руки – сегодня просто не получается. В то время как патриотизм индивидуалистический вполне возможен.
Главный закон новой патриотики гласит: будь патриотом ровно настолько, насколько сможешь, не надо имитировать абсолютное единение с родиной. Будь патриотом своего офиса, ресторана или издания, своей дачи, машины, приусадебного участка – и не испытывай при этом чувства стыда, что в тебе нет искомой широты.
Именно на этом утопическом максимализме – желании говорить от имени всей России, от имени всех людей, всех 145 миллионов – подорвался фильм Михалкова «Утомленные солнцем 2». На том же подрываются и душевные телешоу «про человечность» – на желании телевидения казаться более хорошим, чем оно есть на самом деле. Наши телеведущие не любят людей, они им неинтересны, но их заставляют имитировать эту любовь и интерес – а зачем? Не любишь людей, неинтересны они тебе – так и не скрывай этого, как поступает, например, Александр Гордон, отчего его программы и выглядят более искренними.
Ничего не чувствуешь – так и не притворяйся: так будет естественнее и честнее. И не надо стесняться: отсутствие чувств, эмоций – тоже примета нашего времени. Стыдно притворяться, что любишь родину больше, чем самого себя. Никто не поверит.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Это уже последняя стадия рака, и вряд ли реанимация поможет.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется - ни мне, ни тебе.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Не любя себя, как будете любить своего ближнего?
Комментарий удален модератором
эгоизма и равнодушия к окружающим не построишь!
Всегда хочется индивидуалисту задать вопрос, а кто будет защищать тебя и твою
собственность, если собственных силёнок не хватит, а все вокруг исповедуют
такую же философию, как ты?
в армии, в законах, в поддержании правопорядка и.т.д..
Я уже не говорю о создании какой либо инфраструктуры(электроэнергетика,
промышленность, транспорт и.т.д.)! Это джунгли! Это дикий образ жизни!
Почитайте Салтыкова - Щедрина "Дикий помещик". Очень назидательно!
Я просто стараюсь быть последовательным: если ты индивидуалист, то и готов смириться с судьбой, если не можешь, как Вы говорите, своими силами...
Да и еще неизвестно какие "джунгли" лучше...
как аппарата подавления(хотя функция государства не сводится только к
подавлению), то перспектива для индивидуалиста одна - пещера и
каменный топор!
этих прав в своих интересах. Кроме того, если бы уважение прав окружающих являлось бы
внутренней потребностью индивидуалиста, его сутью, то не требовалось бы ни какой законодательной базы
по охране прав окружающих и органов, отслеживающих соблюдение законов о правах окружающих!
Если это не так то зачем платить налоги? На кого? Пусть каждый заботится
о себе сам! Это их проблемы! Забота об окружающих - это не моя проблема!
Так должен рассуждать индивидуалист, обрисованный в статье и комментариях!
Например, если я состоятельный человек, то не хочу, чтобы мои родственники и друзья испытывали нездоровую зависть из-за существенной разницы в материальном положении. Поэтому я помогу в некоторых моментах своим близким людям. Если я к тому же и руководитель организации, то постараюсь, чтобы мои работники были довольны свои положением и размером оплаты.
Вот так...
и меньшим радикализмом. Что произошло?
Спор начался с вашего ответа на мой комментарий и звучал так:
"А зачем, собственно, защищать, тем более просить у кого-то помощи? "КАЖДЫЙ УМИРАЕТ В ОДИНОЧКУ" и в этом есть правда. Если кто-то в силах отнять мою собственность - значит такова судьба и пенять на нее - бессмысленно."
И если правда в том, что "КАЖДЫЙ УМИРАЕТ В ОДИНОЧКУ", то тогда как понимать -" нельзя быть полностью свободным от общественных отношений."
Проще и короче: я помогаю людям, но никогда не попрошу их о помощи.
>>
Это сложный психологический момент... может быть, хорошо как раз потому, что "ко всем" можно легко вернуться? Не заглядывая в экзистенциальное одиночество? Как бы то ни было, ощущение "частной собственности" тут не при чем: "при социализме" можно было наслаждаться одиночеством ничуть не менее остро... Есс-но, если есть к этому склонность... а если нет, то никакая частная собственность и "эгоизм" не помогут. 8)
Родина
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе
А может она начинается
С той песни что пела нам мать
С того что в любых испытаниях
У нас никому не отнять
С чего начинается
Родина
С заветной скамьи у ворот
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь растет
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной
Которой не видно конца
С чего начинается
Родина
С окошек горящих вдали
Со старой отцовской буденовки
Что где-то в шкафу мы нашли
А может она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы которую в юности
Ты ей в своем сердце принес
С чего начинается
Родина...
Матусовский М. Я больше согласен с этими словами, чем с тем, что любовь к себе это и есть любовь к Родине. Жизнь в одиночестве невыносима!
А когда Вы в совсем не экстремальной ситуации едите щи,то Вы это ради родины делаете или,чтобы поддержать свои жизненные силы и не отощать?))))))
одной группки пытается решить серьёзный социальный вопрос. Прежде всего для себя пусть выяснил- бы что такое "патртотизм" и с чем его едят в том или другом обществе.
В поле никого не видать.
...Надо ж как-то все срифмовать..
Кстати, просветите, что такое "УС-2"?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Побывав в Москве, Вы открыли, что в узорочье Храма Покрова Богородицы, что на рву ("Василий блаженный") нет ни одной одинаковой балясины, как под куполами нет ни одного повторенного рисунка. А отойдя подальше, к железной ограде перед Успенским Собором в Кремле Вы, окинув его взглядом, почувствовали неожиданную гордость.
Как-то в Третьяковской галерее пожилая дама-экскурсовод сказала посетителям, стоящим перед иконой Владимирской Божьей Матери: "Постойте 3 -4 минуты молча и смотрите на лик иконы. Если ваше сердце останется совсем спокойным, пройдите к другим экспонатам нашей галереи". Когда дети (внуки) читают Вам "Однажды в студеную зимнюю пору..." и Вы улыбаетесь, то значит Россия - Ваше отечество. И все.
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пяных мужичков"
стихотворение "Родина". Россия ассоциируется с народом, с простым русским народом. Далеки Вы от народа, автор.
Да еще прибавила бы за аватар,за Севастополь,мою родину!
Только у меня истерический хохот, не? XD
некогда оглядываться вспять.
Дорого - лишь то, что ты теряешь -
больно, когда можешь потерять"...
Нам технарям, окунувшимся в науку -
было некогда и мы в 70-х ... 80-х ... так и не разглядели -
нашествия социальных вурдалаков и иуд на Россею.
После 96-го сомнений не осталось, когда потеряли лучших друзей и учителей.
Два поколения детей - постперестроечная школа сделала дебилами. Всё "цивидизованное забугорье" будет еще долго чавкать, благоденствуя на наследии Советской Науки.
Неужто - так мало на Руси почти осталось в живых тех - кто может голодать ... и драться - ради возрождения Россеи.
Давно не получается - собрать "Великое информационное кольцо" - памяти Ивана Ефремова и Игоря Можейко....
(Работу в оборонке и в научных Госструктурах - имеют преимущественно - лишь послушные "богоугодные" молчальники. Только вот им генетически не дано - видеть нечто качественно новое - за горизонтами академических аксиом и постулатов.)
..."Нам остаётся только память -
всё поглащает суета.
Честь исполненья завещаний -
нам не взлететь как он с креста"...
www.rutv.ru/forum.html?d=1&FID=962&FThrID=1135983373