Гомосексуализм: от рыб и лягушек до богов

На модерации Отложенный

Люди – не животные?

Гомосексуальное поведение у животных ученые отмечают в следующих случаях: в стаях с иерархической структурой особи более высокого ранга таким способом закрепляют свой статус; при отсутствии партнера, когда у животных нет более подходящего объекта для любви, это особенно распространено в зоопарках, питомниках и т.п. искусственных, изуродованных сообществах. При этом истинные гомосексуалы среди животных попадаются редко, они скорее бисексуалы. А что люди?

Т.к. считается, что люди произошли от обезьян, можно предположить, что в стае древних людей царили те же нравы. Т.е. вожак, вождь, имел секс с кем хотел, будь то женщина или мужчина. Зато самые слабые мужчины могли удовлетворять свои потребности только с мужчинами, в крайнем случае, с мальчиками. Не удивительно, что занимать пассивную позицию в сексе для мужчин считалось унизительным. Отзвуки такого отношения можно найти в древних мифах. Так, в Египте существует легенда, по которой бог Сет, чтобы оспорить у бога Гора права на царство, изнасиловал его. Тогда девять богов-судей плюнули оскверненному Гору в лицо и отдали царство Сету: потерянную честь не вернуть. Индуистские сборники древних законов тоже осуждают пассивного гомосексуалиста, но не осуждают подчиняющего: хозяин – барин, что хочет, то и делает. В древней Греции боги и герои героически сражались, совершали подвиги, после чего не менее героически осеменяли всех подряд. Однако в Греции к гомосексуализму относились более лояльно. У всех знатных греческих юношей были взрослые любовники, не иметь любовника было неприлично. Старший «товарищ» руководил младшим, помогал ему сделать карьеру, а юноша своего наставника любил, почитал и слушался во всем.

Примерно та же картина наблюдалась в древней Японии. Там молодые воспитанники самураев являли образец преданности своим воспитателям. Полагают, что именно в гомосексуализме кроются корни камикадзе: влюбленные подчиненные юноши без колебаний готовы были отдать жизнь во славу старшего любовника.

Разумеется, имели гомосексуального партнера древние воины во время походов. Некоторые военачальники даже поощряли такую «дружбу», считая, что солдат на глазах своего возлюбленного будет вести себя более героически. При этом практически все воины имели дома жену и детей. Да и с пленницами обходились в соответствии с велениями инстинкта размножения.

Таким образом, можно сказать, что хотя в языческом мире гомосексуализм был весьма распространенным явлением, гомосексуальность, т.е. влечение мужчин именно к мужчинам, не очень проявлялось. Люди были скорее бисексуалами, которые не гнушались связями со своим полом, но при этом обязательно имели и жен, и любовниц.

Христианство – религия, приветствующая аскетизм. Половой акт признавался оправданным только в целях размножения, поэтому гомосексуализм сразу же попал под запрет. Однако, в средние века в европейских монастырях он процветал. Не гнушались молодыми служками и приходские аббаты, коим так же предписывалось безбрачие. Но официально религия была ярым противником гомосексуализма. Уличенных в нем ждало суровое наказание. В Италии гомосексуалистов даже отправляли на костер вместе с еретиками.

В России в 13-16 веках гомосексуализм, конечно, тоже порицался, но далеко не так строго, как в Европе. Он наказывался примерно так же, как супружеская измена, т.е. обычным церковным покаянием и епитимьей. Похоже, в России в те времена просто не обращали на это явление особого внимания.

Только несколько церковных иерархов обрушивали суровые проповеди на мужеложцев. В частности, Максим Грек требовал отправлять их на костер и отлучать от церкви, но его требования так и остались гласом вопиющего в пустыне.

Видимо, такое попустительское отношение к содомскому греху возмущало благочестивых иностранцев, т.к. они почти все, как один, отмечали этот факт и даже утверждали, что в России чуть ли не все являются содомитами.

Вот что писал хорватский священник Юрий Крижанич, проживавший в России с 1659 по 1677 год: «Здесь, в России, таким отвратительным преступлением просто шутят, и ничего не бывает чаще, чем публично в шутливых разговорах один хвастает грехом, иной упрекает другого, третий приглашает к греху, недостает только, чтобы при всем народе совершали это преступление». Но вот к этому утверждению, наверное, следует подойти осторожно. Я так и вижу: стоит Крижанич в толпе и слушает разговоры. Справа мужик говорит, что боярин барщиной его совсем за…ал, слева другой мужик рассказывает, как лихо он кого-то … при покупке товара, а сзади третий мужик грозится, что он сейчас всех тут вместе с родителями…. Это в России все такие мужеложцы были? Но сказать, что в России гомосексуализма не было, конечно, нельзя. Был, и особенно в «верхах». Тут тоже ярко проявляется все тот же принцип: вожак имеет, кого хочет, а остальные должны подчиняться.

К 17 веку и в Европе отношение к содомскому греху стало более терпимым. В России же Петр 1, копируя шведский воинский устав, в 1706 году ввел в российский устав статью, приговаривающую к сожжению на костре за «противоестественный блуд». Любопытно, что сам император славился своей гиперсексуальностью. Он не только ни одной юбки не пропускал, но при случае не пропускал и мужчин, не слишком заморачиваясь отсутствием у них юбки. Может быть, поэтому новая статья ни разу не была применена. В 1832 году уголовный кодекс, составленный по образцу немецкого, наказывал мужеложство ссылкой в Сибирь на 4-5 лет.

Не смотря на это, отношение к гомосексуалам в стране оставалось все равно относительно терпимым. Нетрадиционные отношения процветали в мужских закрытых учебных заведениях, через которые прошло практически все дворянство. В свете разразилось несколько очень громких скандалов в связи с тем, что гомосексуальные начальники протаскивали своих молодых возлюбленных на тепленькие местечки.

К ХХ веку терпимыми стали и нравы в Европе. А Россия, как всегда, пошла в противофазе. Революционеры исповедовали аскетизм и воспитание воли, чтобы все силы были направлены только на благо человечества. Пример аскетизма, доведенного до крайности – Рахметов, герой романа Чернышеского, который даже спал на гвоздях. В стране победившей революции после короткого периода вседозволенности в начале 20-х годов воцарился строгий пуританский аскетизм. Гомосексуализм стал резко осуждаем, а в 30-е годы и вовсе объявлен уголовным преступлением. Только в 90-х годах и в России стало разрешено быть гомосексуалистом.

Наверное, не всегда можно переносить на людей выводы, сделанные в отношении животных. Однако, в отношении гомосексуализма, похоже все полностью соответствует. И у людей, как у животных, гомосексуализм служит для подтверждения своего высокого статуса или включается в каких-то сложных, неестественных условиях: в армии, в тюрьмах, при перенаселении, видимо, чтобы уменьшить количество населения на квадратный метр.