Как обеспечить истинное народовластие?

На модерации Отложенный

Верховный Совет СССРМало кому приходит в голову, что в СССР был создан великолепный механизм истинно народной власти. Советская власть – самый демократичный из известных на сегодняшний день механизмов власти, только, к сожалению, механизм этот крутился вхолостую. Ну, как в автомобиле, когда нажата педаль сцепления. Достаточно было отжать сцепление, и… Но что фантазировать. Давайте лучше разберёмся.

  1. В Советы всех уровней кандидатов в депутаты имели право выдвигать коллективы трудящихся: заводов, больниц, школ, колхозов и т.п. Благодаря спускаемой сверху разнарядке, в Совете присутствовали представители всех слоёв общества и всех национальностей пропорционально жителям того или иного района (области, города…).
  2. Каждого кандидата обсуждали на собрании трудового коллектива, разбирали, что называется, по косточкам. Во время выборов голосовали не за список, а за (или против) конкретного человека.
  3. Депутаты оставались жить и работать там, где они жили и работали до своего избрания, и только периодически выезжали на сессии Советов. Т.е. они жили той же жизнью, что и их избиратели, все принятые на сессиях решения ощущали непосредственно на своей собственной шкуре. Кроме того, депутаты были на виду у своих избирателей, под их негласным и постоянным контролем.
  4. Во время сессий депутаты не принимали законы, как это делают сейчас Кабаева с Валуевым. Но депутаты на сессии или на Съезде имели право потребовать что-то изменить, не вдаваясь в подробности, какой именно закон придётся менять. Это как пошив костюма в ателье: вы заказываете фасон костюма, исходя из своих финансовых возможностей и свойств материала. Затем примеряете то, что получилось, и говорите: тут жмёт, там тянет, здесь морщит. И вам не нужно знать, что именно будет переделывать портной, главное, чтобы костюмчик сидел. А что и где будет морщить и жать, депутат почувствует на себе и увидит по своим соседям и сослуживцам.
  5. Депутат имел право потребовать отчёта от любого чиновника, Верховный Совет имел право требовать отчёта у министров. Например, видят депутаты, что сельские школы закрывают, и говорят: «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! А ну открывай школы обратно!».

Таким образом, депутаты Советов контролировали местных чиновников соответствующего уровня, Верховный Совет контролировал Совет министров и самих министров, а депутатов всех уровней контролировали их избиратели.

Почему же это замечательная система не работала, где было сцепление, которое требовалось отпустить? Сцеплением была КПСС. Это парторги отбирали кандидатов в депутаты. Причём у парторгов хватало ума отбирать в кандидаты людей действительно уважаемых в коллективах, но с одной особенностью: преданных коммунистической партии и безусловно принимающих на веру все её решения. Для них КПСС, как жена Цезаря, была вне подозрений. А кроме того, в депутаты непременно попадали все директора крупных предприятий и первые секретари. Вот отсюда и был тот самый одобрямс, который нас сгубил.

Как можно преобразовать Думу в Советы без революции? Как изменить Конституцию и избирательный закон? Наверное, только через референдум. Для начала следует добиться упрощения процедуры устройства референдумов вообще. Зюганов время от времени поднимает этот вопрос, надо его всячески поддержать. А добившись возможности устраивать референдумы, можно будет постепенно и Конституцию изменить нужным нам образом.

Чего нужно добиваться на референдумах? Сначала – одномандатных выборов. Затем добиться возможности выдвигать кандидатов не только от партий, но и от любых организаций, коллективов, собраний. А там уже Дума в своём обновлённом составе будет вносить требуемые изменения.