Украина. Местные власти о децентрализации: не можем и не хотим
На модерации
Отложенный
Ведь вот уже скоро четверть века местная власть в Украине зависима от центральной
Местная власть в стране часто не способна к самостоятельным решениям. Эту особенность украинского самоуправления отметил руководитель программ сотрудничества Представительства Европейского Союза в Украине Беренд де Гроот. По словам господина де Гроота, люди на местном уровне сильно напуганы. И он уверен: руководители территориальных общин будут нарочно откладывать и тормозить принятие решений, потому что не привыкли работать без "отмашки" сверху.
Украинцы, особенно те, кто имеет богатый опыт общения с чиновниками ещё с советских времён, посмеиваются над наивными европейцами. Ведь страх ответственности и боязнь принятия решений – диагноз центральной украинской власти. Нет прививки от такой заразы и у нынешнего главы государства. Но за границами Киева эти страхи и комплексы видим даже не в квадрате, а в кубе. И это касается не только тех, кого община теоретически должна избирать, но и самих избирателей.
в местных советах охотно машут кулаками
Ведь, с одной стороны, центральная власть фактически назначала своих наместников повсеместно от областного центра до самого захудалого посёлка, а с другой – люди видели и чувствовали отсутствие реальной альтернативы. Потому либо приходили на выборы отметиться, либо – не приходили, не видя в этом смысла. И в обоих случаях роптали на местную власть, которая ничего не может сама. Понимая при этом: главы поселковых и сельских советов, меры маленьких городов, градоначальники крупных региональных центров и даже губернаторы – это всего лишь почтальоны. Которым можно и нужно писать челобитные по любому поводу. И, если повезёт, посредники через свои "концы" в столице "порешают вопросы".
Глубоко обеспокоенный господин Беренд де Гроот почему-то уверен: корень проблемы – в том, что у местных властей нет денег на воплощение важных для отдельно взятой общины инициатив. То есть будут деньги – найдётся кураж для принятия полезных и судьбоносных решений. "Успешное освоение денег из Фонда, которые выделяются на финансирование конкретного проекта, дает уверенность и надежность", - считает европейский чиновник.
Хочется напомнить не только уважаемому представителю ЕС, но и всем нашим согражданам: как раз опция "освоение средств" местные власти никогда не пугала, не пугает и не испугает. Упор на то, что вот сейчас под нужды некоего райцентра выделят некий грант, и в этом райцентре, допустим, заасфальтируют дороги, организуют сортировку мусора, либо же начнут хотя бы убирать этот мусор с улиц – грубейшая ошибка.
Ведь вот уже скоро четверть века местная власть в Украине зависима от центральной. Сколько сюзерен выделит средств из бюджета на развитие вассала, столько этих денег вассал и украдёт. Когда же к нему в кабинет придут возмущённые гражданские активисты с требованием выделить деньги, допустим, на нужды образования или медицины, он разведёт руками. Какой, дескать, с меня спрос, это такой бюджет нам насчитали маленький. Мало работаете, плохо платите налоги, недостаточно ублажаете бюджет отчислениями.
Возьмём для примера многострадальный Донбасс. Уже известно: регионам, якобы кормящим всю страну, из госбюджета выделяли на развитие громадные суммы. Деньги, прилипающие к рукам местных властей на всех уровнях, не сделали регион менее депрессивным. И если европейские кураторы думают, что умение и желание местных общин в Украине принимать правильные для этих общин решения можно купить за деньги, они ошибаются. Деньги возьмут. Но потратят их так, как привыкли ранее осваивать бюджетные крохи. То есть банально разворуют.
Главная проблема децентрализации – не в том, что в регионах появятся узаконенные феодальные анклавы. Как раз этого добра у нас в городах и сёлах было всегда с лихвой. Проблема в том, что местные власти реально не знают потребностей своих общин. Им наплевать, как выглядит их населённых пункт. Они привыкли выполнять указания и ни о чём, кроме осваивания средств, не думать. Так что угроза провала децентрализации пока исходит не сверху, а снизу. Это украинские "верхи" могут, но не хотят. А "низы" не могут и не хотят одновременно.
Комментарии
"Нам бы сталина, вот бы он нас отодрал" - психология потомственного раба-мазохиста рыэфии.