О благочестивом православном "вампире"
На модерации
Отложенный
Князь Валахии Влад Цепеш (1431-1476), он же Дракула, ставший прототипом литературного вурдалака из книги Брэма Стокера, несмотря на всю свою жестокость был фанатичным православным христианином - это хорошо установленный исторический факт.
Турки, заклятые враги Влада III Басараба, именовали его не иначе как "кольщик" (или "колосажатель"), приписывая валахийскому правителю привычку сажать пленных на кол. При описании зверств Дракулы историки самых разных эпох не скупились на красочные подробности.
О самом лютом из владык, кто подданных своих привык тиранить повсеместно,
с тех пор как мир был сотворен,
о злейшем звере всех времен, насколько мне известно, поведаю стихами,
как Дракул, злобствуя, владел Валахией и свой удел упрочить мнил грехами.
Поэма Михаэля Бехайма "О злодее, который звался Дракул и был воеводой Валахии", 1460-е годы.
Был в Мунтьянской земле воевода, христианин греческой веры, имя его по-валашски Дракула, а по-нашему — дьявол. Так жесток и мудр был, что каково имя, такова была и жизнь его. Однажды пришли к нему послы от турецкого царя и, войдя, поклонились по своему обычаю, а колпаков своих с голов не сняли. Он же спросил их: «Почему так поступили: пришли к великому государю и такое бесчестие мне нанесли?» Они же отвечали: «Таков обычай, государь, наш и в земле нашей». А он сказал им: «И я хочу закон ваш подтвердить, чтобы крепко его держались». И приказал прибить колпаки к их головам железными гвоздиками, и отпустил их со словами: «Идите и скажите государю вашему: он привык терпеть от вас такое бесчестие, а мы не привыкли, и пусть не посылает свой обычай являть другим государям, которым обычай такой чужд, а у себя его блюдет».
"Сказание о Дракуле" дьяка русского посольского приказа Федора Курицина, 1480-е годы.
Вокруг имени реального Дракулы до сих пор ходит множество самых разных слухов и домыслов. И, как кажется, благодаря не угасающему интересу к личности валахийского князя (не угасающему уже много лет, с момента выхода в свет в 1897 году романа Стокера) с каждым годом количество их только растет.
Считается, что Влад III, управлявший Валахией в 1448, 1456-1462 и 1476 годах, практиковал жестокие казни: сдирал кожу с еще живых врагов, рубил головы и демонстративно развешивал их по округе в назидание всем, кто осмелится перечить князю, ослеплял, оскоплял и, само собой, сажал на кол, наслаждаясь зрелищем невероятных людских мучений прямо во время трапезы. В общем, купался в крови едва ли не буквально.
Влад III наблюдает за казнями
Тем не менее, как и к любым историческим легендам, к мифам о Дракуле стоит относиться скептически - некоторые из них на поверку оказались лишь плодом фантазии и оговором недоброжелателей.
Репутация жестокого воина и тирана, впрочем, нисколько не мешала Владу в свободное от постоянных сражений и пыток время быть весьма ревностным христианином. И, что немаловажно, подтверждал он это не только словом, но и делом.
Влад III часто и много жертвовал на строительство православных церквей и монастырей. В частности, им и на его деньги был основан монастырь Комана близ Бухареста. Позже там была найдена безымянная могила, в которой лежал скелет без головы - именно так, как считается, был погребен князь (голову ему отрубили и увезли в качестве трофея в Стамбул).
Цепеш всерьез занялся церковной политикой во время своего второго, самого продолжительного, правления Валахией (1456-1462). В эти годы местной православной церкви, судя по всему, жилось весьма комфортно. В 1456-1457 годах на деньги Дракулы в монастыре Говора был отлит церковный колокол весом 250 кг. Когда некий боярин Албу Великий решил разграбить и отобрать у обители закрепленные за ней владения, Влад III "пошел с войском прямо на него и схватил его, и отсек главу ему, и всем родичам его".
Тот самый колокол, отлитый на деньги князя Дракулы
В 1457 году Дракула закрепил за монастырем Козия село Троэнеши, жителей которого впоследствии освободил от уплаты податей. Грамота князя начиналась вполне богоугодными словами: "Кого направляет дух божий, те и есть сыны божьи, говорит святой апостол, а ему вторит всякий, кто ценит правду и совершает добрые дела, желая жить безупречно. Оставьте земное на земле, и воздастся вам на небе. Блаженны те, которые услышали благой глас, ибо слышат его всегда: "Придите, благословенные отцом моим, наследуйте царство, уготованное вам от сотворения мира".
В том же году правитель Валахии сделал щедрое пожертвование афонскому монастырю святого Пантелеймона. А весной 1458 года Влад III покровительствует румынской обители Тисмана, закрепив за ней все земли, ранее подаренные другими князьями и боярами.
В 1461 году по приказу Дракулы в городке Тыргшор была построена церковь. Много столетий спустя археологи обнаружат здесь каменную плиту с благодарственной надписью: "Милостью божьей Iw Влад, воевода и господин всей земли Угровлахийской, сын великого Влада воеводы, построил и завершил сей храм июня 24, в лето 6969 (1461), индикт 9".
Памятная надпись из церкви в Тыргшоре
В 1924 году румынский историк Константин Джуреску писал, что в наши дни Дракулу привыкли воспринимать в несколько другой ипостаси, "а не как спонсора-покровителя святых мест". "Так добавляется новая черта этой достаточно интересной фигуре нашего прошлого", - отмечал историк.
Комментарии