Депутаты против младенцев

На модерации Отложенный

Скандальные прокурорские инициативы на Ставрополье.

Прокуратура потребовала объединить аппараты правительства и думы Ставрополья. В целях бюджетной экономии, разумеется. Единственная партия, которая поддержала инициативу, – это ЛДПР. Между тем другие предложения надзорного органа уже аукнулись новым витком напряженности на востоке края. 

Откуда деньги брать, Зин?

Прокурор края Юрий Турыгин 10 декабря направил официальное представление на имя спикера краевого парламента Юрия Белого, и в понедельник на еженедельной планерке депутаты бурно его обсуждали.

Чего же хочет прокурор? Он пишет, что утвержденная в декабре прошлого года краевая госпрограмма «Повышение эффективности управления государственными финансами» предусматривает оптимизацию бюджетных расходов. В том числе за счет сокращения чиновничьих должностей.

Вот на этом основании Турыгин и предлагает присоединить аппарат краевого парламента к аппарату правительства. Штатная численность думского аппарата сегодня – 151 человек (реально, впрочем, работают лишь 113). Но все равно это много – из расчета на 50 депутатов, из которых лишь 40 работают на постоянной основе.

Для сравнения: в Дагестане на 90 депутатов приходится 99 сотрудников аппарата, в Карачаево-Черкесии на 50 думцев – 67 аппаратчиков, в Кабардино-Балкарии на 70 депутатов – 71 чиновник, в Чечне – 95 сотрудников на 45 депутатов. Есть даже регионы, где аппаратных работников меньше, чем действующих депутатов (скажем, Псковская или Кировская области).

Состоит аппарат из четырех управлений, включающих 21 отдел: кадровое, юридическое, информационное и другие вспомогательные службы. Также это одно государственное казенное учреждение «Отдел по эксплуатации помещений Думы Ставропольского края».

В нынешнем году дума получит из краевого бюджета на обеспечение текущей деятельности 380 млн рублей (при том, что дефицит бюджета превышает 12 миллиардов), в прошлом – 362 миллиона (при дефиците в 4,2 миллиарда), а в позапрошлом – 359 миллионов (при дефиците в 8 миллиардов).

То есть, делает вывод Турыгин, несмотря на рост дефицита бюджета, растут и затраты на ежегодное содержание думы. В нынешнем году 155 млн рублей (из 380 млн) потратят на оплату труда аппаратчиков, зарплата которых сейчас составляет в среднем 68 тысяч рублей – при средней зарплате по Ставрополью в 20 тысяч.

«Справороссы» негодуют

Как пишет Юрий Турыгин в своем представлении, сегодня аппараты думы и правительства выполняют во многом дублирующие функции. Однако краевых думцев очевидные выводы прокуратуры не проняли. Спикер Юрий Белый считает, что представление Турыгин подписал не глядя – подсунули, мол, нерадивые подчиненные.

Но больше всех негодовал думский старожил Михаил Кузьмин: «Мне кажется, это вызов! Такое предложение недостойно прокурора края! Ведь мы могли бы предложить прокуратуре объединиться с судом, чтобы не дублировали функции: один предлагает, а другой выносит решения. [Председатель суда и прокурор] сидят у нас на думе, посматривают, молча причем. Чего они сидят, два стула занимают?! У нас к судам и прокуратуре не меньше вопросов, а намного больше!»

Впрочем, ни одного внятного аргумента против прокурорского требования так и не прозвучало. А о том, что думский аппарат сегодня работает из рук вон плохо (даже безо всяких объединений), на планерке заявил депутат-«справоросс» Сергей Сауткин.

Еще в июне фракция «Справедливая Россия» внесла на рассмотрение парламента законопроект о дополнительных «часах тишины» в дневное время (с 13 до 15 часов). И вот уже полгода проект закона не покидал профильного комитета. Причем, видно, коллеги-думцы даже не удосужились прочесть законопроект: на планерке стали возмущаться, что, дескать, в сельских районах Ставрополья есть животные, которые постоянно создают шум. Что с ними делать?

Почитали бы документ – и поняли бы, что речь идет только об ограничении строительных, погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ. Но никак не блеяния коров, лая собак или плача младенцев.

Сроки рассмотрения депутатских инициатив в думе Ставрополья должны быть четко регламентированы, уверен Сауткин. Вместе с другими депутатами он внес законопроект, который четко ограничивает сроки рассмотрения законопроектов: не более шести месяцев с момента внесения (по личному распоряжению спикера можно отложить еще максимум на месяц).

Кстати, такие ограничения сегодня закреплены в 35 регионах страны, и они запрещают «перекидывать» законопроекты из одного думского созыва в другой.

Игры в оптимизацию

Нашли чем заявить о себе в свете прокурорской инициативы не только «справороссы», но и либерал-демократы. Избранная от ЛДПР Ольга Дроздова еще в октябре внесла на рассмотрение законопроект о сокращении числа думских аппаратчиков вровень с действующими депутатами.

По мнению Дроздовой, сокращение аппарата позволит ежегодно сэкономить в бюджете края 75 млн рублей – это зарплаты, соцпособия и обязательная страховка чиновников. Инициатива ЛДПР предсказуемо вызвала бурное обсуждение в краевых верхах. И вот уже на следующий день после того, как на думской планерке обсуждали еще более радикальное предложение прокурора Юрия Турыгина, на заседании думского комитета по законодательству, госстроительству и местному самоуправлению «раздели» и проект Ольги Дроздовой. «Единороссы», «справороссы» и коммунисты приняли решение отклонить его.

О том, что на содержании краевого парламента нужно экономить, говорит и спикер Юрий Белый. В октябре вместе с большой группой депутатов он внес законопроект, который предусматривает сокращение количества краевых думцев, работающих на постоянной основе, с нынешних 40 до 35.

Правда, есть один нюанс. На данный момент зарплату в краевом парламенте получают 35 депутатов, а оставшиеся пять ставок хоть и предусмотрены, но не используются. При этом, впрочем, как пишет в пояснительной записке Юрий Белый, экономия на сокращении «виртуальных» депутатов составит 20 млн рублей в год.

Сейчас законопроект находится на рассмотрении в профильном комитете по госстроительству. И даже если он будет принят, то вряд ли серьезно отразится на уже принятом бюджете-2016.

«Оголенный» нерв востока

Не всегда «объединительная» и «сократительная» лихорадка идет во благо, порою это напоминает откровенную кампанейщину. Четыре месяца назад на Ставрополье побывала комиссия Генпрокуратуры, которая, в частности, изучала положение дел на востоке края.

Ни для кого не секрет, что ситуация здесь тяжелая: вывод земельных активов, рейдерские захваты предприятий, неконтролируемая миграция, теневая экономика, разгул криминала и религиозного экстремизма.

Пытался противостоять этому министр по устойчивому развитию восточных территорий Александр Коробейников, назначенный на этот пост три года назад. За это время он проделал огромную работу – правда, скорее, как пожарный, в тех муниципалитетах, где конфликты были самыми острыми. Это поселок Мирый в Курском районе, село Кумская Долина в Левокумье, аулы Махмуд-Мектеб и Кара-Тюбе в Нефтекумье…

Болевых точек на карте края много. Точечно и бьет правительство края, не желая системно решать хронические проблемы. До сих пор на востоке Ставрополья не проведена инвентаризация аграрных земель, нет картины миграционных потоков. Правительство отказалось подписывать со Всемирным банком соглашение о программе поддержки муниципальных инициатив…

​И вот в довершение всего по настоянию прокуратуры был упразднен пост министра по восточным районам Ставрополья. Тоже якобы ради бюджетной экономии. Перевели Александра Коробейникова на должность полпреда губернатора по Кавминводам. Там проблем, конечно, не меньше – но сегодня заниматься Ногайской степью больше некому!

К чему это привело КАВПОЛИТ уже писал: два уголовных дела завели на главу администрации Левокумья Николая Напханюка, который пытался всерьез противостоять криминальной экспансии в Бургун-Маджарском сельсовете. Отстранен от должности, посажен под арест.

Станичный атаман Евгений Кацубин в беседе с КАВПОЛИТом рассказал, что местные жители уже несколько раз направляли на имя губернатора края письма о напряженной ситуации в районе.

Арест Напханюка, который пользовался большим моральным авторитетом не только в Левокумье, но и в соседних районах, развяжет руки махинаторам, уверен Кацубин. Но губернатор на письма не ответил… Зато прокуратура, должно быть, довольна.