Кристин Лагард на подмостках МВФ. Последний выход на сц

На модерации Отложенный

В последние годы жизнь в Международном валютном фонде превратилась в непрерывный спектакль. Главным режиссёром этого театра выступает Вашингтон, он же главный акционер закрытого акционерного общества под названием МВФ. Всем остальным акционерам, а также чиновникам Фонда отводится роль актеров, играющих по пьесе, которую пишет дядя Сэм. 

Одна из главных ролей отдана директору-распорядителю Фонда. Чаще всего на неё приглашают французского актера: за семь десятилетий работы театра актеры из Франции исполняли эту роль в общей сложности в течение 40 лет. Главный режиссер следит, чтобы директор-распорядитель не отклонялся от текста пьесы и не позволял себе никаких импровизаций. В противном случае актера, исполняющего роль директора-распорядителя, меняют и с треском выгоняют из театра. 

Последний раз это произошло в 2011 году, когда директор-распорядитель Доминик Стросс-Кан сильно увлекся и начал произносить на сцене слова, которых не было в пьесе. Так выглядела, например, импровизация француза по поводу того, что мировая долларовая система устарела и переживает кризис, что необходимо диверсифицировать набор валют, выполняющих функции мировых денег. Какая-то муха укусила француза, и он вспомнил англичанина Джона Кейнса,который на конференции в Бреттон-Вудсе предлагал строить мировую валютную систему на основе банкора – наднациональной денежной единицы. И уж совсем никак не согласовывалась с пьесой поддержка Стросс-Каном идеи ливийского лидера Каддафи о введении в оборот золотого динара. Крайне нетактичным со стороны француза было также напоминание главному режиссеру о том, чтобы было бы неплохо ускорить ратификацию в Конгрессе США решений о реформе театра и предоставлении актерам минимальных прав (имеются в виду пересмотр квот стран-членов Фонда и удвоение капитала МВФ). 

Кончилось всё это для француза крайне плачевно – он не только лишился главной роли, но и был изгнан из театра. Официальное основание увольнения: моральная неустойчивость. Более конкретно: подозрения в изнасиловании горничной одной из нью-йоркских гостиниц. Возникла даже перспектива попасть на скамью подсудимых. Позднее обвинения не подтвердились, но об этом уже никто не вспоминал. С клеймом, которое поставили Стросс-Кану, бывшему главному актеру было уже почти невозможно устроиться на хорошую работу. А ведь в его планах было стать президентом Франции. 

5 июля 2011 года в кресло директора-распорядителя Фонда села Кристин Лагардтакже родом из Франции. Злые языки тогда шутили, что решение о выборе на пост женщины диктовалось желанием минимизировать «репутационный риск» Фонда. Проще говоря, исключить возможность того, что следующий директор Фонда опять изнасилует горничную в какой-нибудь американской гостинице.

Ровно через месяц после пышных поздравлений Кристин Лагард получила уведомление о том, что против нее возбуждено дело, правда, не в американском суде (как в случае со Стросс-Каном), а во французском. Целый ряд экспертов и конспирологов высказали тогда предположение: судебное дело – инициатива все того же главного режиссера театра МВФ, действующего через свою агентуру в судах Франции. Целью операции было сделать новому директору-распорядителю прививку, снижающую риск сюрпризов, которые первый актер может устроить главному режиссеру. После прививки активная фаза судебного разбирательства была завершена, хотя обвинение не было снято. На протяжении последних четырех лет о вяло текущем судебном процессе СМИ вспоминали очень редко. Однако госпожа Лагард о нем не забывала ни на один день. Жизнь была не сладкая. Вспомним хотя бы, как на последнем саммите МВФ и Всемирного банка в Лиме (октябрь 2015 г.) Кристин Лагард умоляла Вашингтон ратифицировать решения о реформе МВФ, обещая, что готова исполнить ради этого танец живота. 

Сплошная чёрная полоса началась для мадам Лагард с февраля прошлого года, когда дядя Сэм стал втягивать Фонд в свои игры вокруг Украины. Текст пьесы постоянно переписывался. Если раньше актеры выходили на сцену и помнили на зубок свои роли, которые не менялись десятилетиями, то теперь каждую неделю им приходится учить новые роли и выходить на сцену без понимания общего содержания спектакля. МВФ стал превращаться в театр абсурда. 

Но вот 17 декабря более чем четырехлетний период скрытого судебного разбирательства по делу мадам Лагард закончился. Французский суд Республики, специальный орган, занимающийся рассмотрением дел государственных министров, вызвал ее в суд для дачи показаний по так называемому делу Тапи. Отсчет истории идет от начала 1990-х годов, когда мадам Лагард еще работала в адвокатской и консалтинговой компании Baker & McKenzie и была очень далека от МВФ. 

Первыми фигурантами этой истории стали французский банк Credit Lyonnais и французский предприниматель Бернар Тапи. Указанный банк приобрел в 1993 году у Тапи большой пакет акций компании Adidas. Через некоторое время банк перепродал этот пакет по двойной цене. Бернар Тапи усмотрел в действиях банка признаки обмана и мошенничества и подал на Credit Lyonnais иск в суд с требованием возмещения понесенного ущерба. Фигура Тапи очень интересна: он не только предприниматель, но и политик, во времена президента Миттерана даже занимал пост министра в левом правительстве, имел судимость за мошенничество, полгода просидел в тюрьме.

На протяжении многих лет упорно добивался через суд компенсации от Credit Lyonnais в размере 7 миллиардов евро. Не уверен, что в 1990-е годы Кристин Лагард даже слышала об этом скандале, поскольку была погружена в дела Baker & McKenzie и делала карьеру в США. После прихода к власти Николя Саркози ее пригласили во Францию, где она стала работать в разных правительственных организациях, в том числе занимала пост министра финансов. 

В 2007 году она вникла в историю спора междуБернаром Тапи и Credit Lyonnais и настояла на разрешении дела в третейском суде. Поскольку в капитале банка участвовало государство, то фактически это был спор между частным предпринимателем и государством. В 2008-м суд встал на сторону Тапи, присудив выплатить в его пользу в общей сложности около 400 млн. евро, в том числе 100 млн. в виде процентов и 45 млн. за моральный ущерб. Выплата производилась из государственной казны. На тот момент банка уже не было, он приказал долго жить. Возникло подозрение, что госпожа Лагард оказывала давление на суд, добиваясь решения в пользу Тапи. Такая линия поведения дамы объяснялась в свою очередь тем, что она получила соответствующую команду от своего шефа - президента Николя Саркози. А Саркози ходатайствовал за Тапи по той причине, что этот предприниматель оказал президенту Французской Республики немалую денежную помощь в период предвыборной кампании. 

Те специалисты, которые вникли в детали дела Тапи и знают особенности судопроизводства во Французской Республике, отмечают, что процесс мог тянуться бесконечно долго, намного дольше сроков пребывания Кристин Лагард на посту директора-распорядителя Фонда. Резкая активизация суда в самом конце 2015 года объясняется тем, что поведение француженки в уходящем году - при всей ее лояльности к главному акционеру Фонда - явно начало раздражать дядю Сэма. 

Во-первых, она порядком поднадоела Вашингтону постоянными напоминаниями о необходимости ратифицировать решения МВФ пятилетней давности о реформировании этой организации. Актер, даже играющий главную роль в спектакле на подмостках МВФ, не вправе указывать хозяину театра и главному режиссеру, как менять расписанные реплики. 

Во-вторых, дяде Сэму не понравилось самоуправство мадам Лагард на саммите G20 в Турции. Как известно, она имела там приватную встречу с президентом Путиным и «ходатайствовала» перед ним за Украину. Речь идет о ее просьбе отсрочить погашение трехмиллиардного долга Украины перед Россией. Фактически французская мадам подставила дядю Сэма, тому пришлось признаться, что он не может гарантировать платежеспособность Украины по российскому долгу. 

В-третьих, далеко не все в Вашингтоне счастливы от того, что 30 ноября Фонд принял решение о включении юаня в корзину резервных валют. И возлагают ответственность за этот прокол на директора-распорядителя МВФ, который не сумел правильно распорядиться.

В-четвертых, дядя Сэм крайне раздражен тем, что Фонд на днях официально признал: Россия с ее 3-миллиардным кредитом Украине относится к категории официальных кредиторов. Это программирует суверенный дефолт Украины после 20 декабря. 

Дядя Сэм опасается, как бы не произошел еще один прокол. После 20 декабря, когда Киев по команде из Вашингтона проигнорирует погашение долга перед Москвой, возникнет ситуация суверенного дефолта Украины. Вашингтон настоятельно требует от МВФ продолжать кредитовать Киев даже после такого дефолта. Ради этого Вашингтон заставил Фонд принять решение об изменении правил игры, которые действовали на протяжении десятилетий. Новые правила дают возможность кредитования страны Фондом даже в том случае, если страна оказывается банкротом по обязательствам перед официальными кредиторами. Правила переделывались специально под ситуацию с украинским долгом перед Россией. Однако и в новой версии правила не предусматривают автоматического продолжения кредитования страны-банкрота. Вопрос по каждому случаю должен решаться Фондом «с учетом всего комплекса обстоятельств». А дядя Сэм больше никаких сюрпризов не желает. Путем выдачи мадам Лагард повестки в суд ей очень определённо напомнили, какое решение от нее ждут. Если она не захочет понять столь прозрачный намёк, то в начале следующего года мы увидим увлекательную картину, смесь театрального представления и реальной жизни под названием «Изгнание очередного директора-распорядителя МВФ». 

Некоторые скептики скажут, что мои предположения имеют существенный недостаток: мадам Лагард получила вызов не в американский, а во французский суд, который находится за тысячи километров от Вашингтона. Ну и что? Резиденция президента Франции от Белого дома так же далеко, однако случаев, когда нынешний французский президент Франсуа Олланд действовал бы не по команде из Белого дома, мы, пожалуй, и не припомним. Вряд ли Французский суд Республики отличается в этом отношении от президента Французской Республики. Успех любого спектакля, как известно, зависит не только от пьесы, режиссера и актеров, но и от тех, кто обеспечивает ход представления, находясь за сценой, за кулисами. Это в полной мере относится и к спектаклям театра МВФ.