надо ли ратифицировать статью 20 Конвенции ООН?

На модерации Отложенный

Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (UNCAC) — первый международно-правовой документ против коррупции, принятый на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года и вступивший в силу 14 декабря 2005 года. Конвенция состоит из 8 глав, объединяющих 71 статью.

Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года (N 40-ФЗ). Федеральный закон о ратификации содержит заявления по отдельным статьям и пунктам, по которым Россия обладает юрисдикцией и обязательностью для исполнения. В этот список не вошли, например: ст.20 «Незаконное обогащение», ст. 26 «Ответственность юридических лиц», ст. 54 «Механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации», ст. 57 «Возвращение активов и распоряжение ими».

Так что там такого страшного, в этой статье 20-й?

Статья 20 («Незаконное обогащение») Конвенции гласит:

«При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Ещё 4 февраля 2013 года руководитель фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов, первый заместитель Председателя Государственной Думы И.И. Мельников, первый заместитель руководителя фракции КПРФ С.Н. Решульский, депутаты-коммунисты А.Д. Куликов, С.П. Обухов, В.Ф. Рашкин внесли на рассмотрение Госдумы в качестве законодательной инициативы проект ФЗ  "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ратификации Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции". Это было сделано в рамках народной инициативы в поддержку данного законопроекта.

В декабре 2014 года Минюст РФ разъяснил свою позицию по поводу обсуждаемой Статьи 20:

Статья 20 Конвенции ООН против коррупции носит диспозитивный характер, то есть государствам-участникам предлагается самим определиться относительно путей ее реализации с учетом своих конституций и основополагающих принципов своих правовых систем. 
В России положения указанной статьи реализованы путем принятия Федерального закона от 3 декабря 2012 г.

N230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

А как у них? 

Примером страны, где незаконное обогащение не является полностью самостоятельным нарушением, но существует в связке с другими преступлениями является Франция. Там реализована следующая схема ответственности: если человек не может объяснить происхождение активов, то предполагается, что средства получены незаконным путем и подозреваемый об этом знает. На основании этого предположения прокуратуре не нужно доказывать финансовую связь между активами и совершенным преступлением. В итоге человек может быть привлечен к ответственности за незаконное обогащение. Такая схема работает если преступление было совершено другим человеком, например, родственником подозреваемого: чиновник будет наказан за коррупцию, а его теща за незаконное обогащение, поскольку не смогла объяснить происхождение активов.

К примеру, вчера во Франции сын министра иностранных дел Тома Фабиус арестован в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве и отмывании денег, В его квартире проведен обыск. Расследование дела началось в 2013 году, когда полиция решила установить источники дохода сына высокопоставленного дипломата. В частности, следователей заинтересовало происхождение парижской квартиры Тома Фабиуса, купленной в 2012 году за 7 миллионов евро. Фабиус-младший заявлял, что взял кредит в банке под гарантии своей консалтинговой компании. Однако, как выяснилось, прибыль предприятия составляет всего несколько тысяч евро в год.

1 декабря Фонд борьбы с коррупцией и Алексей Навальный опубликовали расследование о детях и окружении генпрокурора России Юрия Чайки.

Каких либо внятных объяснений от фигурантов фильма, кроме "сам он вор", я не услышал. 

Так надо ли ратифицировать статью 20 Конвенции?