За что запретили Михалкова
На модерации
Отложенный
15.12.2015 Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист Руководство «России 24» сняло с эфира программу Никиты Михалкова, заходом которой стал сюжет о русофобе, работающем на федеральном телеканале «Матч ТВ». Сослались на так называемую «корпоративную этику» — мол, журналистам нельзя воевать друг с другом. Является ли это бесспорным для отечественных СМИ аргументом? Вовсе нет. Формально независимые средства массовой информации, существующие на деньги одного хозяина, зачастую очень легко переходят на взаимные уколы.
Достаточно вспомнить совсем свежий наскок НТВ (посредством интервью с некой Лесей Рябцевой) на кормящееся с той же, газпромовской, ладони «Эхо Москвы». Вообще, говорить о какой-либо корпоративной солидарности в государственных структурах, призванных проводить общую информационную политику на благо всей России и ее граждан, несколько странно. Это ведь не частные лавочки. Единственный приемлемый критерий этичности для работающих здесь журналистов — уважение по отношению к тому, что стоит над непосредственным работодателем.
То есть к российскому государству, родной истории и культуре, народным традициям, органам управления, конституции. Кстати, статья 13 Конституции РФ прямо утверждает, что в качестве государственной у нас не может устанавливаться никакая идеология. Но, согласно логике начальников, запретивших программу Михалкова, таковая у нас все-таки есть. Имя ей русофобия. Ибо оказывается, кичливым русофобам можно работать на федеральном телеканале, а вот указывать на сей прискорбный факт в рамках опять же гос-ТВ никому, даже всемирно известному режиссеру, не позволено.
Подобная логика, разумеется, совершенно неприемлема ни для государства, ни для его граждан. Подавляющее большинство населения РФ — русские. Сверьтесь с любой переписью. Значительная часть жителей соседних стран — Украины, Беларуси, Латвии, Эстонии, Казахстана, — тоже наши соотечественники. И вместе мы составляем Русский мир. Государство, выступающее против собственного народа, недееспособно и рано или поздно обречено на гибель. Поэтому никакие проявления ненавистничества, презрения, отрицания не могут быть терпимы на властном уровне и совершенно немыслимы на федеральном ТВ.
Напротив, критика и однозначное отвержение русофобии, вплоть до уголовного преследования за призывы к насилию, должны быть абсолютным приматом внутренней политики и обязательной нормой для государственных СМИ. Комментатор «Матч ТВ» Андронов, запустивший скандал своим высказыванием, не просто оскорбил всех нас, прямым текстом послав Русский мир на три буквы.
Он гордо заявил, что канал, где он получает зарплату — те самые, кстати, деньги налогоплательщиков, наши деньги — полностью зачищен от «любителей Новороссии, Русского мира, и прочих клошаров». Мне скажут, — эка важность, спортивные комментаторы те еще космополиты. Главное, чтобы они «Зенит» не перепутали с «Челси».
Но такой взгляд примитивен. В современном обществе спорт служит важным инструментом идентичности и патриотического воспитания. Мы привыкли гордиться самыми здоровыми, сильными и красивыми представителями нации. И с этой точки зрения, футбольный комментатор, исповедующий по отношению к ним смесь ненависти с презрением, ибо они и есть важнейшая составляющая нашего Русского мира, — самый настоящий враг. Лично мне совершенно ясно, что на спортивной «кнопке» русофобы еще менее допустимы, нежели на центральном политическом телеканале.
Никита Михалков посмел поднять фундаментальную проблему: допустима ли русофобия, исходящая с телеэкрана, в виде навязываемого общественного настроения и поведенческой нормы для служащих в государственной системе? Первый же тест показал, что не только допустима, но и, пожалуй, господствует. Более всего удручает, что в защиту «Матч ТВ» выступила именно «Россия 24» — замечательный боевой телеканал, чьи военкоры шли плечом к плечу с ополченцами Новороссии. Да и в целом ВГТРК известен нынче не псевдоисторическими опусами Сванидзе, а яркими и умными программами Дмитрия Киселева.
Публично оскорблять и унижать наш народ, заявлять о том, что русской кухни не существует, культуру создали иностранцы, у соотечественников, живущих за границей, нет права говорить на родном языке, — нет сомнений, что журналистское сообщество, подпитываемое такими принципами и уверовавшее в корпоративную броню, будет отвечать предательским брюзжанием на любое усиление патриотической повестки Кремля. А если мощь вертикали хоть немного ослабнет — охотно нанесет удар в спину Путину. «Пятая колонна» — понятие в данном случае отнюдь не фигуральное.
События вокруг Украины показали, что в телевизионной тусовке достаточно готовых встать на сторону истеричных врагов России. Сегодня эта публика посылает Русский мир в твиттерах и фейсбуках, завтра будет в прямом эфире призывать неонацистов «жечь ватников и колорадов». Вот почему кадровые чистки, по крайней мере в государственных СМИ, — вопрос явно перезревший. Он является залогом нашего с вами выживания. Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции
Комментарии