Семен Артемьев: опять двойка

На модерации Отложенный

Дмитрий Медведев давно не говорил со СМИ по душам. И вот на прошлой неделе состоялся такой разговор. От премьера журналисты ожидали какого-то маневра и хотя бы дозированной откровенности по наболевшим вопросам. Вместо этого они получили очередную дозу «политинформации».

Лакмусовой бумажкой стал вопрос о «налоге Ротенберга» (система взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн «Платон»). «Вы не можете не быть в курсе, что дальнобойщики протестуют уже которую неделю в связи с введением нового сбора … за проезд фур по федеральным трассам», умело подвел премьера к теме ведущий «Дождя». Возможно, была совершена ошибка – на стадии планирования или во время реализации, предположил он. Как выходить из ситуации?

Речь Дмитрия Анатольевича Медведева была по-агитпроповски канонична и не по делу. Вот ее суть: «часть перевозок выполняется всерую незарегистрированными перевозчиками и неизвестно, что они возят»; в год на дороги тратится триллион, но эти деньги платят в основном водители легкового автотранспорта; основной ущерб причиняют владельцы большегрузов, поэтому они и должны платить; «Платон» принесет важный эффект в бюджеты – 40-50 млрд рублей в год. Ничего нового.

Ответов же на вопросы, которые уже месяц задают не только перевозчики, снова не прозвучало. А вопросы эти просты: почему налог ввели только через 4 года после принятия соответствующего документа; как соотносится введение этого налога с существующим транспортным сбором; почему была выбрана без всяких конкурсов компания-оператор, владельцы которых приближены к высшему руководству страны; почему установлены такие высокие тарифы; куда пойдут сборы, количество которых на деле более чем в 10 раз превысит озвученные, в том числе и Д.А.Медведевым, цифры. Ну и наконец, последний вопрос: зачем в условиях крайней экономической нестабильности и кризиса, ставших результатом недальновидной экономической политики последних 20 лет, вводить еще один налог, который приведет к ощутимому повышению цен для всего населения страны.

В связи с этим хотелось бы просто так, с целью ликбеза, напомнить правительственным чиновникам о том, как формируется Федеральный дорожный фонд и дорожные фонды регионов. Ведь именно в них аккумулируются средства, предназначенные для строительства и ремонта дорог.

Итак, говорить о том, что регионы страдают без «Платона», который теперь спасет тему дорожного ремонта и строительства, нельзя. Ибо именно в региональных дорожных фондах остается весь транспортный налог.

Далее, Федеральный дорожный фонд формируется, главным образом, за счет бюджета и акцизов на моторное топливо. Заправляя бак автомобиля, каждый водитель вносит вклад напрямую в федеральный дорожный фонд в виде акциза - 3 рубля с каждого литра дизельного топлива и 5 рублей с каждого литра бензина.

Далее, с каждого литра ДТ или бензина бюджет получает 5 рублей в виде НДС за каждый купленный литр топлива. Даже если вы купили его для своего катера, снегохода, дизельгенератора или бензопилы.

А ведь есть еще налог на добычу полезных ископаемых в размере 766 рублей с каждой тонны нефти. А из этой тонны вырабатывается около 750 литров моторного топлива, и это еще 750 рублей в федеральный бюджет. Нефтяные компании, НПЗ, транспортировщики нефти и нефтепродуктов, АЗС уплачивают в федеральный бюджет налог на прибыль. Это тоже один рубль на один литр горючего, и этот рубль тоже заложен в цену топлива.

Подведем итог: каждый израсходованный автомобилями литр топлива дает прибавку в федеральный дорожный фонд от трех до пяти рублей, а в федеральный бюджет 13 рублей.

В РФ в 2014 году автотранспорт потребил 65,5 млн тонн топлива. Или 84 млрд литров. Таковы данные агентства «АВТОСТАТ». Доля бензина – чуть более 60%, 37% приходится на ДТ. Поступление акцизов в дорожные фонды составляет более 330 млрд рублей.

Сюда плюсуем НДС и налог на прибыль, которые уплачивают транспортные компании. Из них тоже формируется часть федерального дорожного фонда.

Но и это еще не все. Грузовой автомобиль в среднем расходует 30 литров дизтоплива на 100 километров пробега, то есть треть литра на километр.  С учетом налогов с транспортных предприятий, включая транспортный, за каждый километр пробега перевозчики уже платят государству больше четырех рублей. Платят все, потому что они ежедневно заправляют солярку и бензин на АЗС. И уже самим этим фактом оплачивают всё, о чем мы рассказали выше. Но Дмитрий Медведев этого, видимо, не знает. Или знает, но честно отрабатывает свою незавидную роль в спектакле под названием «Спасти тренера Ротенберга».