Как коротают жизнь люди, попавшие в неоплачиваемый отпуск

Фото: Наталья Фомина / «Новая газета»
О нестабильности в экономике и финансовом кризисе можно побеседовать с доктором каких-нибудь наук и услышать о падении рубля, о ВВП и расходовании госбюджета. А можно встретиться с людьми, полгода находящимися в неоплачиваемом отпуске. Только говорить они будут о другом…
«АвтоВАЗагрегат» до последнего времени являлся одним из крупнейших поставщиков комплектующих завода в Тольятти. В начале июля 2015 года «АвтоВАЗагрегат» остановил производство. С июня двум с половиной тысячам сотрудников предприятия не выплачивается заработная плата. 15 сентября по данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ (полная невыплата заработной платы свыше двух месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности).
Татьяна — одна из тех, кому эта плата не выплачивается. Ей 52 года. На заводе «АвтоВАЗагрегат» она работает контролером качества с 1995 года, то есть 20 лет. Последние 12 — в сборочном цехе. Именно в сборочном цеху сиденья для автомобилей принимают тот вид, к которому мы привыкли. Предварительно они претерпевают раскройку, упаковывание, перегрузку, комплектование, сборку, склеивание, контроль и маркировку. Татьяна занималась контролем. Пока не перестали платить деньги. Нет, она еще месяцок походила на службу, ходила бы и дольше, да с завода начали вывозить оборудование, и контролировать уже стало нечего.
Мы встречаемся на площади Революции в Самаре, за памятником Ленину виднеется историческое здание областного суда, где когда-то молодой Владимир Ульянов выступал в роли адвоката. Идем в скверное, но бюджетное кафе «Жили-Были», где пахнет мокрым полом, сладкими духами и капустой.
«Хорошо, тепло!» — говорит Татьяна и отказывается от всякой еды. «Я трачу не свои деньги, — убедительно говорю. — Это же представительские расходы!»
Татьяна улыбается. Решает съесть рубленый бифштекс и выпить чаю. В ожидании заказа рассказывает:

Фото: Наталья Фомина / «Новая газета»
«Думаю, все могло быть по-другому, если бы мы до сих пор жили в частном доме. С мужем и матерью. Я бы по-настоящему взялась за сад, за огород, с этого можно не только хорошо жить, но и нормально заработать. У нас женщины индоуток разводят, тоже вариант. И тогда плевать мне было бы на этот завод и его директора. Но дом-то у нас сгорел уж больше 10 лет назад, — размеренно продолжает она через паузу, — мать я похоронила, мужа проводила».
Молчу. Когда мы договаривались о встрече, Татьяна прислала свою фотографию. Там она стояла как раз около домика-когда-то-пряника, теперь перекосившегося на обе стороны. Рядом улыбались бравая пожилая дама и рослый мужчина в тельняшке.
«А… муж… тоже?» — нерешительно спрашиваю я: неловко уточнять такие вещи. «Проводила». Это может означать, что угодно.
«Да нет, — успокаивает меня Татьяна, — нет, что вы. Муж сидит в тюрьме».
Приносят чай. И котлеты. Татьяна отпиливает вилкой кусок, продолжает: «Новый год, называется, отметили… Мать тогда у нас жила, ну куда ж ее, с шейкой этого самого бедра, на кухне спала. Сели, выпили, я выставила закуску. Ну и сидели-сидели, мать с костылями, хорошо бы молчала, а то как откроет рот, все одно: гады-сволочи, гады-сволочи, уже и сама не знает, кого она так. Потом со своим гулять пошли, петарды и все такое. Долго валандались, как сосульки промерзли, ещё и водку пили на свежем воздухе, для согрева. Слышали сирены-то пожарные. Так кто ж знал, что это про нас. Конечно, сначала и в голову не пришло, что это мы горим. Думала, напротив, через проезд, там такая же развалюха. Пришли, дома нет, от руин пар, вонища страшная, кругом народу — соседи, пожарные, милиция. Ни чашки, ни ложки. Ни одеяла. Все сгорело».
Администратор сажает за соседний столик компанию офисных клерков. Молодые люди в корпоративных костюмах обсуждают премию по итогам года.
Кому-то 100 тысяч, кому-то — 200. Татьяна прислушивается, морщит лоб, продолжает рассказ: «Ну и мама-то сгорела тогда. Не успела выйти из дома, дверь открыть. Костыли от нее далеко лежали, алюминиевые, целые нашлись на кухне, ползла к ним, да не доползла. А на окнах-то на всех решетки, первый этаж, как без решеток».
Официантка спрашивает, не желаем ли мы чего-нибудь еще? Татьяна смотрит на меня вопросительно. Я прошу коньяку. Татьяна поднимает бровь. Официантка споро грохает на стол графин и две рюмки. В графине плещется, наверное, коньяк, маслянистый, как сырая нефть.
«Ну и вот, а потом пожарники сказали: «Поджог». До сих пор не могу поверить, что это муж. Ну он мать недолюбливал всегда. Но чтобы так!»
Татьяна молчит. Потом говорит: «Если бы не работа тогда, я бы не выкарабкалась. 2003 год был, дела на заводе шли очень хорошо. Вы, наверное, не помните, но именно тогда придумали новый стандарт качества, ИСО-9000, мы чуть не первые в России были. Медаль получили, швейцарскую. «За безупречную деловую репутацию». Премию «Российский Национальный Олимп» получили, все дела. Хорошо тогда зарабатывали, врать не буду. Да даже не в заработках дело! Нормированный рабочий день — он же строит твое время. Есть утро, когда ты уходишь на завод. Есть обеденный перерыв, когда ты в столовке берешь суп и второе. Есть вечер, когда через проходную, через магазины, и обратно. В маршрутке все те же люди, ведь каждый божий день туда-сюда, мы всегда брали больше смен, особенно я, что мне одной-то? Без дома, без семьи, я в общежитии жила, в социальном, это только через 7 лет отсудила все-таки себе страховку за дом, смогла купить квартиру. А сейчас вот одна в этой квартире. Когда утром тебе некуда идти, а вечером неоткуда возвращаться, это совсем не то. Это даже не новая жизнь, а никакой жизни вообще».
В октябре арбитражный суд Самарской области рассмотрит заявления шести компаний о включении в процедуру банкротства «АвтоВАЗагрегата». К компании за июль—октябрь подано свыше 50 исков на сумму более 340 млн рублей.
«Мужу еще три года отбывать. Ну я навещаю его, как положено. Долгосрочные свидания дают родственникам, мы не развелись. Я же говорила вам, что не верю, что это он, да?» — Татьяна крутит в руках пустую рюмку.
Я киваю. Татьяна говорила.
«А тогда я даже не знаю, что со мной произошло-то. Реактивный психоз, доктор сказал, в психбольнице. Спасибо, сейчас все нормально. Здорова как бык. В сентябре в цветочный салон устроилась, букеты крутить. Плохая работа, сразу скажу. В салоне холодно, потому что цветы так любят. Вода в вазонах ледяная. У меня пальцы какие, смотрите!»
Татьяна тянет ко мне руки. Красные пальцы прыгают над деревянной столешницей. Ногти подстрижены под корень. На левом запястье часы на кожаном ремешке. Берет рюмку и опустошает ее одним хорошим глотком.
«Если честно, то я не верю, что нам выплатят долги по зарплате. У нас женщины пытались переустроиться на ВАЗ, но куда там. Своих девать некуда, со следующего года четырехдневную рабочую неделю вводят», — говорит она между двумя глотками жидковатого чая.
Через час я закрою за Татьяной дверь такси, совершающего рейсы между Самарой и Тольятти, с человека — 300 рублей, и для отправления нужно дождаться, чтобы собралось четыре. Водитель при ближайшем рассмотрении оказывается бывшим коллегой Татьяны — слесарем с «АвтоВАЗагрегата», сварочный цех, полгода без работы. «По жизни сварной», — говорит он и обещает Татьяну довезти бесплатно. Как свою.
По последним данным, «АвтоВАЗагрегат» имеет задолженность более чем перед 1,4 тыс. работников на общую сумму 52,5 млн рублей. На сегодняшний день прокуратурой в интересах сотрудников завода подано в суд 905 исков. «Работа продолжается, порядка 20 заявлений в день подается в суд. Со счетов организации в пользу сотрудников списано 16,5 млн рублей. Кроме того, у приставов находится 126 исполнительных производств еще на 6,3 млн рублей», — откликнулась пресс-служба прокуратуры области. В начале сентября в Тольятти и Самаре неоднократно проходили митинги в поддержку работников «АвтоВАЗагрегата».
Комментарии
Лекция в вузе. Профессор рассказывает о римских легионерах:
- Воины годами пребывали в походах, и это сплачивало их настолько, что они, как правило, влюблялись друг в друга. И это поощрялось, ибо легионер, потерявший в одном лице и друга и любовника, был беспощаден к врагу и мстил за убитого.
Тут один студент хихикает:
- Значит, легионеры были педиками?
Профессор тяжело вздохнул, снял очки, посмотрел на студента и говорит:
- Педики, говорите? Да не дай вам бог повстречаться хоть с одним таким педиком. Нет, мой юный друг, это были никакие не педики. Это были настоящие боевые пидарасы!
"
(С) Аненкдот, старый
«А… муж… тоже?» — нерешительно спрашиваю я: неловко уточнять такие вещи. «Проводила». Это может означать, что угодно.
«Да нет, — успокаивает меня Татьяна, — нет, что вы. Муж сидит в тюрьме».
------------------------
Ей спокойней, что муж сидит в тюрьме ?!
Наталья Фомина
Отдел корреспондентской сети
соб. корр. «Новой», Самара
http://vk.com/id5561724
Наталья (Апрелева) Фомина
Родной город: Самара
Семейное положение: замужем
Образование
Вуз: СГАУ им. Королева
Факультет:
Двигателей летательных аппаратов
Кафедра:
Производства двигателей летательных аппаратов
Форма обучения:
Дневное отделение
Статус:
Выпускница (магистр)
Школа:
Школа №30 '91
Самара, 1982–1991
Жизненная позиция
Полит. предпочтения:
Либеральные
Текст накропала вонючая либерастная сучка, получившая ТЕХНИЧЕСКОЕ образование с тем, чтобы строить в Самаре самолёты.
Вместо этого она устроилась в редакцию "Новой газеты" - пятой колонны, финансируемой Госдепом США.
На реальное производство таким образом сучка не пошла.
Однако изображает из себя "радетельницу" за АвтоВАЗ и его работников.
На самом деле АвтоВАЗ угробили либерасты с того времени, когда в начале 90-х им завладел Березовский.
Теперь же либерастная сучка пытается возложить ответственность за собственные преступления на других. При этом работу на производстве ненавидит, работяг презирает.
1. Путин порвет всех.
2. За Путина порвем любого.
3. Гейропа. Обамка - пидор.
Третью тему путирасты эксплуатируют нещадно, как секс рабыню. Им, путирастам, чем грязнее, тем понятнее.
а дебилы в "правительстве"
визжат о недостаточности
"работоспособного населения"...
Чудны дела в Стране Дураков...
)
И для этого нужно гробить образование,
не так ли?
Сплошные аргонщики.
http://www.km.ru/avto/2013/04/01/smert-borisa-berezovskogo/707351-boris-berezovskii-zloi-genii-avtovaza
Борис Березовский: злой гений АвтоВАЗа
Много лет назад, еще во времена юности, я, как и наверно многие мои соотечественники совершенно не мог понять, почему импортом «Мерседесов» в Россию занимается компания с совершенно антагонистическим названием «ЛогоВАЗ».
Какая связь между Mercedes-Benz и Волжскими автомобилестроителями? Но все оказалось банально просто – за «ЛогоВАЗом» стоял тогда еще малоизвестный махинатор-материалист с математическим образованием Борис Березовский. Или БАБ в народном фольклоре.
Читать полностью: http://www.km.ru/avto/2013/04/01/smert-borisa-berezovskogo/707351-boris-berezovskii-zloi-genii-avtovaza
Много, – скажете вы и не ошибетесь, но можно еще больше, если подойти к делу творчески. Березовскому удалось реализовать на благополучном с финансовой точки зрения автомобилестроительном предприятии такую бурную деятельность что очень скоро завод погряз в долгах, его руководство в разнузданном мошенничестве а рядовые сотрудники в беспросветном отчаянии.
Читать полностью: http://www.km.ru/avto/2013/04/01/smert-borisa-berezovskogo/707351-boris-berezovskii-zloi-genii-avtovaza
Кроме того, фактически основным банком предприятия стал Объединенный банк Березовского, счастливо сгинувший в начале 2000-х гг. по причине «неисполнения банком федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Банка России, достаточности капитала ниже 2 процентов, снижения размера собственных средств (капитала) ниже минимального значения, установленного Банком России на дату регистрации кредитной организации, неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам».
Кредиты, взаимозачеты… кто помнит – в то время рубль дешевел чуть ли не ежеминутно, инфляция зашкаливала, поэтому только на отсрочках платежа щедро предоставляемых АвтоВАЗом ЛогоВАЗу в обмен на своевременную поставку новых автомобилей можно было сколотить состояние. Два-три месяца отсрочки – стоили заводу колоссальных потерь, а БАБу дополнительно прибыли.
А сам АвтоВАЗ как бы заспиртовался в этой системе, превратившись в изолированный от внешнего мира заповедник, в котором продолжал разлагаться более 20 лет.
То есть Березовский приложил руку к созданию этой порочной системы и, включив в ЛогоВАЗ директоров АвтоВАЗа, запустил процесс гниения «с головы».
Но даже не это самое печальное. Гораздо печальнее то, что воцарившийся хаос на АвтоВАЗе лишил завод внимания и интереса со стороны потенциальных иностранных инвесторов.
Читать полностью: http://www.km.ru/avto/2013/04/01/smert-borisa-berezovskogo/707351-boris-berezovskii-zloi-genii-avtovaza
У меня приятель уже попал.... работал в тучные времена на богатых, делал инженерию в особняках от саун-бассейнов, до систем сигнализации и охраны через вэб камеры и удалённым контролем через мобильные устр-ва (интернет). Например едет чел в особняк, кнопочку нажал увидел состояние бассика и или баньки, ещё кнопочку нажал - всё включилось, подогрело, разогрело. Электронику делали в Дортмунде. Всё .... заказчики кончились. Поддерживает штаны лишь обслуживанием работающих объектов, но это копейки.
Остается только гордится нашими ворами. Только воры-чиновники совершенствуются.