ЗАВЕТНУЮ ПАМЯТЬ ХРАНЮ ОБО ВСЁМ
«Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота». (А. Толстой).
Жила в небольшом селе Новопесчаном, что на Алтае, обычная семья: три сына и дочка были у супругов Лашиных. Растили деточек для мирной жизни да для себя – опору под старость. Но, видно, права пословица, что человек полагает, а бог располагает. Первым проводили в армию старшего сына Георгия – на Дальний Восток. Отправляли в армию, а оказалось, на войну с японцами. Пришёл черёд среднего – Николая, тот попал на войну с финнами. Возвращения Георгия ждали в 41-м, а тут грянула Великая Отечественная. Долгожданный сынок в родительском доме и недели не погостил. Вслед за братом решил сбежать на фронт и 16-летний Сашка, но беглеца вернули и направили на учёбу, так попал парнишка в школу снайперов. 125-ти выпускникам этой школы выдали новенькие карабины, одели их в новенькую форму и посадили в поезд, идущий в Москву. Настроение у ребят было боевое, ещё бы – ведь они будут защищать сердце своей Родины, не каждому выпадает такая честь. Но, как говорится, загад не бывает богат. В пути стали происходить странные вещи: вместо Москвы завезли юношей в Гороховские лагеря. На воротах устрашающая надпись: «Кто не был, тот побудет, кто побыл, тот не забудет». Что это было? Александр до сих пор понять не может. Оружие и обмундирование заменили старьём, ввели строевую подготовку, кормили впроголодь. Из отличных снайперов сделали их рядовыми пехотинцами и отправили на Белорусский фронт. Шёл 1943 год. Уже на всех фронтах началось наступление, и новобранцам не пришлось узнать горечи и позора отступления. Саша попал в 37-ю гвардейскую Краснознамённую им. Суворова дивизию. 2 сентября пошли в наступление. Взяли г. Сумы. От дивизии в том бою мало что осталось, дождались пополнения и 28 сентября пошли на Климовичи. Пополненную дивизию отправили на I-й Белорусский фронт. 7 ноября взяли Речецу, дивизии присвоили звание Реченской. Скольких друзей потерял Александр в том бою! 26 ноября взяли Гомель. Опять пополнение. 14 января 1944 года взяли большой узел Калинково, а 26 января уже бились за ст. Василовичи. Каждый бой уносил жизни всё новых и новых ребят, но оставшиеся рвались в атаку, выбивая фашистов со своей земли. В том сражении Александр Лашин был тяжело ранен, пуля просто выворотила ему правое плечо, а он, ещё весь в пылу боя, кричал медсестре: «Давай автомат! Ты же видишь, что уже некому стрелять!». Очнулся в палатке медсанбата. 17 февраля его доставили в госпиталь г. Горького, где Александр перенёс семь операций, но рука всё-таки начала чернеть. Предложили ампутацию, ради спасения жизни. Наотрез отказался. Помощь пришла в лице профессора Аншина.
Руку удалось спасти, но из госпиталя молодого бойца выписали только 27 октября 1944 года. Попал на пересыльный пункт, оттуда был направлен в Сормовский радиополк, изучал рацию, приёмы на слух. 25 января 1945 года их взвод отправили на разгрузку баржи и надо же беде случиться: по чьей-то неловкости бревно упало на больную руку. Опять госпиталь, инвалидность и отправка домой. Ночью 27 апреля 1945 года в окошко домика Лашиных постучал солдат с перевязанной рукой: «Встречайте, отец-мать, своего сына Сашку, раненого, но живого!». Повезло. Из 32-х ребят, ушедших на фронт, только двое воротились в село. 9 мая накрыли столы на центральной площади, праздновали в тот день Победу, и скорбели по тем, кто не вернулся.
Трудно было многим фронтовикам привыкать к мирной жизни. Но Лашин уже на следующее утро после Дня Победы стоял на пороге военкомата с просьбой: отправить на учёбу в военно-морское училище. Практику радиотехник Лашин проходил на кононерской лодке в Хабаровске. Потом Владивосток. Два года он прослужил на подводной лодке. После демобилизации старлей Лашин идёт работать на военный радиозавод в Барнауле и поступает на заочное отделение института по своей специальности. Александр нигде не посрамил звание фронтовика: диплом защитил на отлично, а созданный им макет усилителя низкой частоты радиоизмерения нашёл успешное применение на заводе. Да и на личном фронте всё удачно: любящая жена, умница дочка, но вот папа никак не успокоится. Дочка поступает в Ленинградский институт, отец тоже, только на заочное отделение геофизики, и, как правило, с отличием защищает диплом. На заводе Александр Александрович теперь возглавляет спектральную лабораторию, потом становится главным метрологом.
Несчастье, как всегда, пришло неожиданно – умирает жена. В хорошо налаженной жизни всё поменялось, но нужно было жить дальше.
В Дивногорске Лашин – с 1980 года. Здесь работу по специальности найти было нетрудно: Александр Александрович преподавал радиоэлектронику в филиале Прокопьевского техникума, работал механиком в узле связи, но главное желание Александра Лашина – передать свои знания юному поколению. Станция юных техников – вот его последнее место работы. Здесь он отметил и своё 60-летие, и 70-летие, и 80-летие, сюда же пригласили юбиляра, чтобы поздравить с 85-летием. Привычка отдавать, ничего не прося взамен – общая для всех фронтовиков. На войне они не щадили своих жизней, в мирное время, не скупясь, передавали молодым знания, умения, опыт. Вот и сейчас ветеран без дела не сидит, для здоровья друзей и знакомых готовит серебряную воду – кто же не знает о её целительной силе? Доброго вам здоровья и низкий поклон, хороший вы человек!
Комментарии