ДЕВАЛЬВАЦИЯ «НОБЕЛЕВКИ»

На модерации Отложенный

В Стокгольме накануне состоялась церемония вручения Нобелевских премий. Десять лауреатов самой престижной в мире награды принимали из рук монарха диплом и золотую медаль.

Не будем останавливаться на всех десяти лауреатах. В данном контексте нас интересует только одно имя: Нобелевским лауреатом по литературе стала белорусская писательница Светлана Алексиевич.

Но сначала – некоторые размышления о самой Нобелевской премии, а точнее – о её вырождении в последние годы. Для этого – совсем кратенький экскурс в историю.

Символично, что человек, имя которого носит эта премия, когда-то, во второй половине ХIХ века, изобрёл взрывчатое вещество – динамит, а другой человек (с кровавым пятном на лысине) в конце ХХ века сыграл роль этого самого динамита, взорвав и разрушив до основания свою собственную страну. И за это далеко не миротворческое деяние его наградили Нобелевской премией мира. Вряд ли древние греки удостоили бы такой чести своего современника по имени Герострат.

В наше же время это стало не только возможно, но и получило своё продолжение. Нобелевские миротворцы стали плодиться, как тараканы. Этому способствует и традиционная позиция Нобелевского комитета – раздача денег и славы «нужным» людям.

Известный американский писатель, лауреат Нобелевской премии Эрнест Хемингуэй сказал как-то: «Ни один сукин сын, получивший Нобеля, не написал после этого ничего путного, что стоило бы читать».

Мастер, видимо, знал, о чём говорил, но и нам есть чем дополнить его слова, ведь сегодня немало и таких сукиных сынов (или, если угодно, дочерей), которые и до получения Нобеля ничего путного не писали. Яркий пример этого – нынешний лауреат «нобелевки» по литературе.

Русский писатель Александр Зиновьев в одном из своих интервью рассказал самым подробным образом, как Запад реализовывал программу по созданию «пятой колонны» среди интеллигенции Советского Союза.

Итогом этой деятельности было появление таких нобелевских лауреатов как Пастернак и Солженицын, обладавших лишь одним достоинством – непомерной самовлюблённостью.

Похожая картина наблюдается и с очередным нобелевским лауреатом от литературы – Светланой Алексиевич. Подавляющее большинство жителей бывшего Советского Союза (а на Западе практически все) узнали о существовании «великой» писательницы только после присуждения ей премии.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко очень точно объяснил, что Светлана Алексиевич удостоилась этой премии за то, что смогла «ушат грязи вылить на свою страну».

Добавлю, что не меньший ушат она вылила и на Россию. Поэтому премия Алексиевич, хоть она и пишет на русском языке, никакого значения для России не имеет. Нобелевский комитет давно уже превратился в этом смысле в ангажированное учреждение, далекое от живого слова отдельных наций. Особенно это касается русской. Вы можете себе представить, чтобы Нобелевскую премию дали, к примеру, Валентину Распутину, который ещё полгода назад был жив? А ведь их литературный масштаб несопоставим.

Поэтому весь пафос моей сегодняшней реплики заключается в том, чтобы сам Нобелевский Комитет был аккуратнее в своих действиях, которые носят подчас тенденциозный и политизированный характер, что постепенно девальвирует эту награду.

Нелишне было бы также пересмотреть отношение к выбору претендентов на награду, чтобы в их число больше не попадали такие людишки, как, скажем, некий господин Горби, который отдал на разрушение вандалам великую державу под названием Советский Союз.

Потому что ещё два-три таких лауреата – и Нобелевская премия, как высшая награда за достижения в той или иной области, превратится в высшую награду за достижения в подлости.