Жизненный опыт
Если иногда удается взглянуть поближе и пристальнее на чужую жизнь, то бываешь поражен ее прихотливостью, даже хаотичностью, где причины и следствия так перепутаны, что просто диву даешься. Никакой системы, сплошной беспорядок. Это, конечно, на первый взгляд. Впрочем, чаще всего дело этим и ограничивается. Ну кому же охота исследовать этот лабиринт без гарантии, что из него вообще есть хоть какой-то выход. Тут нужен проводник, подсказчик, толкователь.
Когда читаешь биографии великих, то ты всегда следуешь путем, проложенным этим самым толкователем. А сам толкователь тоже нередко следовал тропками, пройденными до него другими. И имя первопроходца по этому пути часто теряется во мраке.
Сталкиваясь с реальной судьбой заинтересовавшего тебя человека, ты вольно и невольно становишься таким первопроходцем. Тут вроде бы некому подсказать путь и даже его направление. Единственное, что может помочь в этом "исследовании" - это некая связь между тобой и тем, кого изучаешь.
Симпатия, дружба, любовь, ненависть, да и просто стремление понять, чтобы сравнить. Его с собой, его с другими, себя с ним и другими. Любые открытия и следующие за ними выводы в этом случае полностью принадлежат тебе и ты же ответчик за их достоверность. И ошибок, конечно, будет больше, чем прозрений. И большая часть этих ошибок будут твоими, их не спишешь на сложность объекта изучения или крайнюю его противоречивость. Ведь изучая другого, все равно возвращаешься к себе и сравниваешь с собой. А хорошо ли ты знаешь самого себя и соответствует ли это знание хоть каким-то достоверным критериям - почти всегда проблематично и сомнительно.
Что, впрочем, не мешает нам иметь вполне определенное мнение о других и быть уверенными в том, что мы не только разгадали загадку чужой судьбы, чужого опыта, чужой жизни, но и имеем право судить ее обладателя по законам, которые к самим себе не применяем или же всегда находим в них лазейку, чтобы избежать приговора.
Комментарии
Люди живут - как романы пишут.
Попытки "строить свою жизнь" по известным образцам неизбежны. А вот судить надобно "по тем законам, которые поэт сам над собою признает" (Пушкин).
А жизнь - ремесло повторения пройденного.
Чужая жизнь - в 98% случаев - понятна и укладывается в шаблон.
А иллюзия того, что мы способны преодолеть шаблон в своей жизни, преследует многих из нас долго. Но и она проходит.
В конечном итоге оказывается, что жизнь проста: инфекция, распространяющаяся половым путем и ведущая к летальному исходу.
А все дело в том, что в романах не ставят вопросы - там предлагают ответы.
Такое циничное отношение к жизни и к смыслу существования человечества , обычно у атеистов самого неприятного типа.
"Если иногда удается взглянуть поближе и пристальнее на чужую жизнь, то бываешь поражен ее прихотливостью, даже хаотичностью, где причины и следствия так перепутаны, что просто диву даешься. "
И все же согласись, что каждый из нас, как бы он хорошо себя ни знал, все же неспособен до конца постичь свою суть, если не будет сравнивать себя с другими, примерять свой опыт с опытом других. Мы же не существуем в изоляции. Те же книги, это воплощенный опыт других людей, а великие книги нередко и целой судьбы. И наше общение здесь, если отбросить чисто информационную составляющую, это постоянная "притирка" одного к другому, поиск тех, кто тебя понимает, попытки понять тех, кто мыслит совсем по-другому. И все время (я говорю о себе) возвращение к себе. Ведь если я что и могу изменить в этой жизни, то в первую очередь самого себя, вот и пользуешься любыми "подручными" средствами. Но по-прежнему пребываешь в своей шкурке и одинок. Тебе легче, ты себя приобщила к иным мирам, я же пребываю в своем.
Сколько я не пытался в своей жизни убеждать людей использовать чужой опыт,
я твердо понял, у каждого должен быть свой опыт.
Каждый использует свой багаж знаний, свою интуицию при принятии решений.