Россия не может и не хочет держать на прокорме союзника

На модерации Отложенный

Для не готовой и не способной ничего менять белорусской власти очередной заем ничего принципиально не меняет – он всего лишь как очередная инъекция для наркомана.

Белорусская власть растеряна: крик о помощи к международному сообществу и России,«нашему дружественному братскому народу», прозвучал уст Александра Лукашенко 7 декабря.

«Мы рассчитываем на помощь и поддержку и международного сообщества, прежде всего в экономике, и только в экономике. Нам не надо больше никакая поддержка», – заявил Лукашенко на совещании по проектам прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2016 год.

Чужие деньги кончились – белорусское экономическое чудо рассыпается на глазах. А Лукашенко со свитой даже не представляют, с какой стороны подойти к решению экономических проблем.

Что стоит за прожектами белорусской власти на 2016 год?

На вопросы "Белорусской правды" ответил лидер Белорусского Конгресса демократических профсоюзов (БКДП) Александр Ярошук.

- По состоянию на 1 декабря 405 организаций не смогли вовремя рассчитаться со своими сотрудниками. За месяц количество предприятий-должников выросло в 3,6 раза, а за два месяца — в 31 раз. Печатный станок прекратил работу?

- Скажем так – скорость вращения станка заметно снизилась, но он до конца не остановлен, подтверждением чему служит высокий уровень инфляции. А что касается роста задолженности по зарплате, то было бы удивительно, если бы он отсутствовал – экономика ведь не работает, огромное количество предприятий или простаивают, или работают по сокращенному графику, или производят продукцию на склад. Добавим сюда вернувшуюся из 90-х, казалось бы, прочно забытую, болезнь хронической задолженности субъектов хозяйствования друг перед другом – строители не рассчитываются с промышленниками, промышленники – со строителями, аграрники задолжали и тем, и другим.

Поэтому нынешние проблемы с задолженностью по зарплате носят вполне ожидаемый характер. Более того, это пока лишь цветочки, ягодки еще впереди. Думаю, не открою Америки, если скажу, что задолженность эта будет нарастать, тенденция будет носить долговременный характер, и это все будет происходить на фоне перманентного и устойчивого снижения размеров заработных плат. Как говорится, за что боролись…

- На совещании о проектах прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2016 год Лукашенко пообещал год «жестких бюджетных ограничений». Пояса уже зажаты – что еще предстоит зажимать?

- В истории любой страны бывают трудные времена, когда приходится зажимать пояса. И люди с пониманием относятся к суровой необходимости перетерпеть невзгоды сегодня ради того, чтобы завтра стало лучше. С белорусами фокус заключается в том, что лучше не станет лучше ни завтра, ни послезавтра. Не способна эта власть обеспечить достойную жизнь своего народа. Как только иссякла, существенно обмелела полноводная река российских субсидий и дотаций, так тут же испустило дух широко разрекламированное белорусское экономическое чудо. И ему не суждено больше воскреснуть никогда – у России нет больше возможностей, да и, похоже, желания держать на дальнейшем прокорме своего союзника. А сама власть более чем за два десятка лет так и не освоила науку государственного управления, не смогла выстроить эффективную и конкурентоспособную экономику. Не смогла и уже не сможет.

- Лукашенко хочет соединить ужа с ежом: «Нам нужно обеспечить макроэкономическую стабильность, при этом выполнить вся обязательства перед людьми. Как и было обещано, приоритет в экономике – это человек». Но раз задача поставлена – будет выполняться. Какие формы может приобрести выполнение приказа?

- Как выражаются в этом случае острословы – «и мы знаем того человека, которому отдается приоритет…».

А если серьезно, то все это лишь банальная риторика, не более чем пустое сотрясание воздуха. А как иначе можно воспринимать эти сентенции на фоне нарастающих проблем с занятостью, падением заработных плат трудящихся, доходов и пенсий граждан, ликвидацией социальных льгот? Возьму на себя смелость сказать – эта риторика уже не способна и не будет работать. Более того – она работает сегодня против самой власти.

Все большее число рядовых белорусов не скрывают своего разочарования проводимой социально-экономической политикой. Причем, в отличие от предыдущих лет, не стесняются и не боятся давать уничтожающие оценки политическому режиму и его носителям. Не удивлюсь, если окажется, что рейтинг доверия власти окажется сегодня существенно девальвированным. По одной простой причине – вместо практических действий по выводу страны из кризиса народу предлагают привычный пропагандистский коктейль из демагогии, обещаний и прожектов. Так в свое время дискредитировала себя советская власть, сегодня ее бесславный путь повторяет режим Лукашенко.

- «Чудес не бывает в кризисное время. Мы не можем, даже если захотим, создать новую экономику, то есть вместо нашего машиностроительного, к примеру, комплекса, производить что-то космическое», – заявил Лукашенко. Похоже, на реформах окончательно поставлен крест?

- Вся трагедия как раз и заключается в словах «…мы не можем, даже если захотим, создать новую экономику…» Если раньше мы обычно говорили, что власть не хочет менять экономическую политику государства, то теперь ясно видим – она не только не хочет, но и не может. Как не может летать рожденный ползать, петь – безголосый, писать – неграмотный. Иллюзий никаких не осталось – власть расписалась в своей неспособности решать стратегические проблемы экономики страны.

Конечно, нам еще предстоит наблюдать некие шаги, которые будут выдаваться за программу реформирования экономики – жизнь заставит их сделать хотя бы для того, чтобы попытаться получить новые заемы и кредиты. Но можете не сомневаться, все это будут непоследовательные и половинчатые шаги и действия. А такая непоследовательность и половинчатость будет иметь еще более губительные последствия, чем отсутствие всяких действий. Так что Лукашенко прав, когда заявляет, что «чудес не бывает в кризисное время». Вся беда заключается в том, что сам он уповает на чудо, на то, что возникший социально-экономический кризис как-то так сам собой возьмет и исчезнет, и все проблемы сами собой рассосутся. Но они не исчезнут и не рассосутся.

- «Мы рассчитываем на помощь и поддержку и международного сообщества, прежде всего в экономике, и только в экономике. Нам не надо больше никакая поддержка. Мы рассчитываем на поддержку Российской Федерации, нашего дружественного, братского государства, с которым у нас экономика вообще практически едина». Дождемся ли?

- Вот здесь мы опять услышали мелодию знакомой заезженной пластинки о том, как опять «взять на жалость» Россию. На мой взгляд, не имеет большого значения, удастся ли нам выплакать очередную российскую подачку, дождемся ли мы российской помощи (скорее нет, чем да, а если да, то в очень скромных размерах). Для не готовой и не способной ничего менять беларуской власти очередной заем ничего принципиально не меняет – он всего лишь как очередная инъекция для наркомана.

Поэтому не спасет режим ни российская, ни любая иная помощь, а спасет только уход и передача власти в руки тех, кто знает, умеет, а самое главное, готов взять на себя ответственность в это критическое для страны и ее народа время. Но это уже совсем другая история, которая, увы, имеет слишком мало шансов на то, чтобы случиться. Добавлю, пока…