Для Лукашенко лучше застой, чем ломка
На модерации
Отложенный
На совещании 7 декабря Александр Лукашенко предостерег правительство от экономических экспериментов: «...Вместо конкретной работы ничего нельзя подбрасывать, в том числе непонятные новации».
Закавыка, однако, в том, что «конкретная работа» по старым схемам все больше напоминает сизифов труд. Хоть ты из кожи вон вылезь, а производство падает, экспорт падает, реальные зарплаты белорусов падают.
Дискуссии о реформах продолжаются
На этом совещании, посвященном проектам прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2016 год (в итоге документы были в целом одобрены), глава государства поставил задачу мобилизовать все ресурсы и силы для подъема экономики, сообщают официальные источники. Абстрактно-призывная формулировка словно скопирована с решений ЦК КПСС времен брежневского застоя.
Ретроградством веет и от сентенций главы государства: «Чудес не бывает, в кризисное время мы не можем, даже если захотим, создать новую экономику, то есть вместо нашего машиностроительного комплекса, к примеру, производить что-то космическое. Не сможем - да и не нужно. У нас хорошие люди, образование, промышленная школа. Надо немножко шевелиться, напрягаться».
Да, но почему то, что не дает эффекта сегодня, вдруг даст эффект завтра? С какой стати окружающий мир вдруг возжаждет покупать наши МАЗы и холодильники, тем более что индустриальная база стареет, конкурентоспособность продукции падает? На эти наивные вопросы президент ответа не дал.
Впрочем, его рефрены насчет ненужности экспериментов свидетельствуют о том, что«дискуссии относительно реформ во властных кабинетах продолжаются», отметил в комментарии для Naviny.by эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.
По его словам, белорусский официальный лидер «не может сойти со стези популизма». В то же время некие перемены в экономике, хотя и неглубокие, будут, спрогнозировал политолог.
Власти боятся лавинообразного эффекта
Добавлю, что на сегодня перемены сводятся к банальной обдираловке. Из рекомендаций МВФ власти выколупали только то, что связано с повышением тарифов.
«Снять жирок», как любит выражаться глава государства, - это для белорусского начальства парадигма понятная. А вот менять структуру экономики, управление ей - дело темное, рискованное.
«Надо мобилизовываться известными методами, которыми мы умеем действовать, понимаем их. Надо основываться на них и действовать, а не подбрасывать разного рода эксперименты», - в бог весть какой раз втолковывал чиновникам Лукашенко на совещании 7 декабря.
Он также выступил против сокращения планируемых сверху показателей, напротив, подчеркнул, что «надо доводить больше конкретных показателей».
«Весьма сомнительно, что при таких подходах можно добиться устойчивого экономического роста», - заявил в комментарии для Naviny.by научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Он прогнозирует в 2016 году продолжение рецессии (проще говоря, экономика будет в минусе), а потом - «существование в районе нуля», то есть стагнацию.
Почему наверху избирают такой, мягко говоря, не впечатляющий сценарий? Ведь раньше на всебелорусских собраниях презентовали планов громадье, декларировали амбициозные задачи типа выйти на среднеевропейские показатели благосостояния.
По мнению Крука, масштаб накопившихся в экономике проблем таков, что власти опасаются начинать серьезные преобразования, чтобы не вызвать лавинообразного эффекта, «когда одно потянет за собой другое».
С точки зрения руководства страны, предполагает эксперт, лучше уж пусть будет стагнация, чем начнутся неконтролируемые процессы (которые из экономики могут перекинуться на социальную сферу, политику).
Снижение же инфляции, о чем тоже говорил на совещании президент, возможно. Но оно будет не столько заслугой правительства, сколько эффектом экономического спада (снижается покупательная способность населения, фирмы меньше тратят на инвестиции), пояснил собеседник Naviny.by.
Недовольным покажут волосатый кулак
Хорошо, пусть инфляцию удастся сбить до однозначных цифр, как велит Лукашенко. Но при замороженных зарплатах это все равно означает обеднение.
А печатать пустые деньги для нагонки заработков президент не рискнул даже под выборы-2015. Тем более не станет он раскручивать инфляционно-девальвационную спираль теперь, оформив себе очередную пятилетку правления.
В общем, после полосы обвальных девальваций Национальный банк, кажется, отвоевал себе карт-бланш на жесткую денежно-кредитную политику (это называется: не прошло и 20 лет...). Но сама по себе она не решает задач развития страны, роста благосостояния. Напротив, белорусы по доходам все больше отстают даже от не самых богатых соседних стран ЕС - Литвы, Польши.
Пока народ молчит. Впрочем, по мере проседания жизненного уровня недовольство будет нарастать, уверен политолог Алесь Логвинец.
«Возможности властей сжимаются как шагреневая кожа, так что поддержка их политики будет уменьшаться», - подчеркнул он в комментарии для Naviny.by. Поэтому недовольных «будут запугивать, тем более что есть чем». Но репрессии могут дать обратный эффект, считает Логвинец.
Белорусам суждено беднеть
Таким образом, ради сохранения политической системы, которая базируется на казенной экономике, белорусов обрекают на постепенное обнищание. А гениальная политика очередных займов для расчета по прежним грозит долговой ямой и следующим поколениям.
Между тем и без новых кредитов не выкрутиться. Золотовалютные резервы страны (в определении стандарта МВФ) по итогам ноября сократились на 82,7 млн долларов и на 1 декабря составили 4 млрд 584 млн долларов.
Это жалкая цифра, особенно с учетом того, что в следующем году предстоит выплатить около 3,3 млрд долларов по внешнему долгу. При том что доходы от переработки нефти падают, да и об условиях ее поставки на следующий год Минск с Москвой пока не договорился.
И вряд ли белорусское начальство придумает нечто более креативное, нежели дальнейшее «снятие жирка» с бизнеса, банков, населения. Вот новые налоги придумывать - тут креатива аж через край.
Да, и еще Лукашенко наверняка возлагает надежды на отложенный пока визит в Москву. Он и на совещании обмолвился, что рассчитывает на поддержку России - «дружественного, братского государства».
Но взамен Россия затребует согласия на размещение авиабазы в Бобруйске, захочет поддержки своей политики в Сирии, антитурецких мер и пр.
И потом, сама российская экономика в рецессии. Она еще сильнее сидит на нефтяной игле, чем белорусская. А нефть жутко подешевела и, вероятно, еще будет дешеветь.
Порочный круг таким образом замыкается, ресурсы (если не считать влезания в долги) брать неоткуда. На этом фоне заклинания насчет совершенствования белорусской модели звучат все более нелепо.
Комментарии
Беларусы проживут.