К ВОПРОСУ О ВЛАСТИ (2)

И теперь поговорим о «русских проблемах». В отличие от Запада на Руси человек в целом не воспринимался утилитарно; тем более исключительно со стороны стоимости и прибыли. Что не исключало актов жестокости в сложное и жестокое время, когда на карте часто стояло существование всего народа. Мерка жестокости была своя. Человек же не воспринимался собственностью, вещью без прав (до Петра I, до целенаправленных усилий по превращению народа в плебс; русское общество, конечно, архаизировалось, наступало другое время, но западенство и большевизм растут оттуда). Это не было свойственно русскому обществу в целом. Человек оставался Божьим. Что легко видеть на примерах «верховных носителей ментальности» одной эпохи.

Английский король Генрих VIII (1491-1547), ставший первым главой англиканской церкви (чтобы вновь жениться) и проводивший политику «огораживания», то есть сгона крестьян с земли, казнил за своё правление около 80 тысяч человек, в том числе 2-х своих жён из 6-ти. Только в 1572 году резня гугенотов (по чисто политическим мотивам) в католической Франции («Варфоломеевская ночь») унесла жизни от 5 до 30 тысяч человек (по разным оценкам). Иван IV «Грозный» (1530-1584), который, решая вопросы упрочения государства, создавал централизованную власть, в том числе «привязал» крестьян к земле и барину (по ходу переписи с 1581 по 1592 год), за всё царствование приговорил к казни 4-5 тысяч человек (прежде всего из властной элиты за доказанную измену). При этом по многим, записанным в своих поминальниках, молился сам.

При всей жестокости того времени и сложности положения России человек в общественном сознании оставался Божьим даже в крепостном праве. Но до Петра I. Отношения единого народа изменились с «прорубания» пропасти между властью и народом, сформировавшего 2 разных по культуре субъэтноса: «господ» и «рабов». (Это и четверть населения страны – цена нашего прорыва в «новое время».)

Крепостничество и власть достигли своего «закостенения», то есть поддержания статус-кво, неоправданного окружающим реальным положением дел уже после Екатерины, к концу 18-го века, когда надо было бы уже начинать самостоятельную промышленную политику…

И здесь надо бы вспомнить корни проблем нашей истории …

Нынешняя политико-правовая ситуация имеет свои корни и незакрытые вопросы (грехи) ещё в событиях после смутного времени XVII века. Факты указывают на постоянное присутствие возле Лжедмитриев представителей фамилии Романовых, указывают на их интриги с казаками, которые во многом то открыли и проводили смуту. И Собор, избравший на царствование Романовых, не имел полной легитимности… Но всё же им завершилось смутное время. От него и мерить будем, в том числе по замечанию правоведа С.Пыхтина. От Соборной Грамоты на царствование, как точки отсчёта наших неразрешившихся расколов…

Грамота Великого Российского Собора от 21 февраля 1613 года гласила следующее (выделено нами).

«Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Федорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с собственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царем.

…И иного Государя, помимо Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея России Самодержца, и Их Царских Детей, которых Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити, то нам боярам, и окольничьим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским и всяким людям, на того изменника стояти всею землею за один.

Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Российском Соборе, и выслушав на большее во веки укрепление — быти так во всем по тому, как в сей Утвержденной Грамоте писано. …Да будет твердо и неразрушимо в будущая лета в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней.»

Это была Грамота Земли Русской на престол. И если какая-то «черта от написанных в ней» не могла быть соблюдённой, обязанностью всех было стоять против измены. В грамоте чётко написано, что наследуют трон прямые потомки… А что было дальше, расскажем выдержками из Википедии.

После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: «как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны.»

Это тот Синод, который после длинной череды событий де факто упразднивших патриаршее управление Церковью, был учреждён самим Петром в январе-феврале 1721 года, как государственный орган церковного управления.

Снимало ли такое решение ручных органов управления решение Грамоты Всероссийского Собора о прямом престолонаследии? Нет. И тем более нет, что Грамота не упоминалась в качестве источника права; чего и не могло быть, потому что вопросы Грамоты мог решать только такой же Собор.

5 (16) февраля 1722 года Пётр издал Указ о престолонаследии, в котором отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии, но допускал назначение наследником любого достойного человека по воле монарха. Текст этого важнейшего указа обосновывал необходимость данной меры:

«…чего для благоразсудили сей уставъ учинить, дабы сіе было всегда въ волѣ правительствующаго государя, кому оный хочетъ, тому и опредѣлить наслѣдство, и опредѣленному, видя какое непотребство, паки отмѣнитъ, дабы дѣти и потомки не впали въ такую злость, какъ выше писано, имѣя сію узду на себѣ.»

Указ был настолько необычен для русского общества, что пришлось его разъяснять и требовать согласия от подданных под присягой.

Раскольники возмущались: «Взял за себя шведку, и та царица детей не родит, и он сделал указ, чтоб за предбудущего государя крест целовать, и крест целуют за шведа. Одноконечно станет царствовать швед.»

Через 3 года император Пётр I скончался. Россия была вздыблена и завязана в тугой узел; а охраной в её пути на Прогресс была установлена новая аристократия, чуждая прежним обычаям, чуждая народу.

За 22 года совместной жизни с Екатериной (Мартой Скавронской из Мариенбурга) родилось 11 детей. Выжили только 2 девочки, погодки: Анна (1708) и Елизавета (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741—1762), а прямые потомки Анны правили Россией после смерти Елизаветы, с 1762 по 1917 год.

Сын Петра от первого брака с Евдокией Лопухиной царевич Алексей оставил от брака с принцессой Шарлоттой Брауншвейгской сына Петра Алексеевича (1715—1730), ставшего в 1727 году императором Петром II, и дочь Наталью Алексеевну (1714—1728).

Пётр II Алексе́евич – третий император всероссийский, внук Петра I, был последним представителем дома Романовых по прямой мужской линии. Вступил на престол 6 (17) мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы.

После смерти Петра I в январе 1725 года Екатерина Алексеевна при поддержке служивой знати и гвардейских полков стала первой правящей российской императрицей Екатериной I, но правила недолго и скончалась в 1727 году, освободив престол для царевича Петра Алексеевича.

Итак, сначала трон достался жене. Это было можно. Затем внуку Петру II Алексеевичу – тоже можно признать. Затем до 1740 года племяннице Петра I Анне Иоановне, дочери Ивана V (брата Петра I). Тут, строго говоря, требовалось собирать Собор. Это был шанс Провидения, шанс соблюсти Грамоту и единство с Землей...

Затем на 1 год трон достался младенцу Ивану VI – правнуку Ивана V. Затем – его двоюродной бабушке, свергнувшей его, то есть дочери Петра I, Елизавете. После Елизаветы, скончавшейся в 1761 году, надо было собирать Собор. Это был уже не шанс, а строгая предопределённость и выбор судьбы…

В результате же – Петр III (сын Анны Петровны, урождённый Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский), и это уже – ни в какие ворота. Тем более Екатерина II (при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская), царствовавшая с фаворитами аж до 1796 года… Вдобавок ко всему на троне оказываются цареубийцы.

Петру III хватило в 1762 году пол-годика поправить (без коронования), чтобы быть убитым первыми любовниками жены; но затем по традиции «явиться» в самозванцах, самым известным из которых был Емельян Пугачёв. Сыну Павлу I его сын Александр I дал поимператорствовать побольше, 5 лет…

Петровский Указ о престолонаследии был отменён императором Павлом I в 1797 году (спустя 75 лет). Эти три четверти века российский двор лихорадило от так называемых дворцовых переворотов, стоивших жизни и карьеры не одному потенциальному наследнику.

Указ был отменён, но история.., нет – рок Романовых и России уже начал свой обратный отсчёт… Дальше пружина только сжималась.

С.Пыхтин далее отмечает. «Николай I распорядился кодифицировать законодательство Империи. Поручил это Сперанскому и Болугъевскому. Они создали Собрание законов, и на его основании – Свод законов. 15 томов. За следующие 100 лет был издан 16-й том. Действовал до 1917 года. Акт 1613 года в Свод не попал. (Свод – выдающийся документ. Выше римского права. Но в России после 1917 года практически не был неизвестен.)»

Ещё раз. Грамота Всероссийского Собора 1613 года, легитимизировавшая, создавшая «Дом Романовых», в Свод не попала! Самими Романовыми было вынуто из истории основание их царствования! Как после этого с политико-правовых позиций оценивать события 1917 года!?.. Как невольное утверждение состоявшегося за 100 лет и за 200 лет до этого обнуления «Грамоты Земли Русской»…? Как завершение линии рока его орудиями..?

Но и более важно – как с политико-правовых позиций и позиций непрерывной истории, незаконченной истории оценивать нынешнюю ситуацию, нынешнее положение дел?

Узурпаторы узурпаторов, призывавшие грабить награбленное, замкнув круг, также вышли из истории… Уже на нашей памяти то, как обращались с Законом Ельцин, Чубайс и иже с ними. Старых большевиков свергали "нео-большевики". Это были уже третьи узурпаторы. А нынешние правители, для которых Конституция лишь жупел и прикрытие?…

300-летняя (с Петра I) историческая ситуация так и не завершилась... Но что интересно, сейчас замкнулся ещё один круг – у власти «петербургская артель».

Можете ли Вы сказать, что политика не имеет морали?!.. Как Вам это видится с высоты Истории, которая даёт редкую возможность увидеть длинные последствия?

Вот они – наши русские круги грехов в политике и в истории… И наше хождение по кругам истории, как по кругам ада. Так какова цена грехов политиков для поколений народов?…

Не забудьте ещё один «спотыкач» и «юбилей»: мы вернулись точно на 100 лет назад по своим проблемам и задачам. Век прошёл, и мы на кругах своя... Как по лесу бродим. И сколько их этих кругов?

Что дальше? И как дальше?...

Понимаю одно: История, пройдя по многим кругам, уже в неимоверно трудном положении распада, снова возвращает нас к нерешённой задаче и предоставляет шанс русскому народу утвердить власть и ответственность за Землю.