Владимир Хотиненко: «Как классический интеллигент, живу в небольшой квартирке»

Владимир Хотиненко: «Как классический интеллигент, живу в небольшой квартирке»
http://www.zbulvar.ru/news/detail.php?ID=156585


Недавно в кинотеатре «Космос» состоялась премьера нового фильма режиссёра Владимира Хотиненко «Наследники». Фильм, посвященный преподобному Сергию Радонежскому, очень необычен хотя бы потому, что большая часть действия происходит… в студии ток-шоу. После показа фильма Владимир Хотиненко ответил на вопросы «Звездного бульвара».

— Владимир Иванович, изначально фильм должен был называться «Сергий Радонежский». Почему изменили название?

— Просто в один прекрасный момент стало очевидно, что картина, снятая в жанре ток-шоу, не может называться «Сергий Радонежский». И я дал ей имя «Наследники». Мне на самом деле мне было интересно, как свет, идущий от этого человека, присутствует в сегодняшней жизни. Любопытно, что в самом начале пути, когда продюсеры оформляли бумаги, компьютер упорно исправлял имя Сергий на Сергей, и картина шла в производство как «Сергей Радонежский». На мой взгляд, это было промыслительно.

— «Наследники» — это ваш 25-ый фильм. Что это значит для вас?

— Я много снимал и прошёлся по всем ключевым событиям истории России. 25-й по счету фильм «Наследники» — он как поздний ребенок. Поэтому и получился таким капризным. Кстати, по мнению нумерологов, это число не обещает легкого и безоблачного существования. Но в итоге всё будет хорошо.

— В детстве у вас было ощущение, что вас ждет не совсем обычная судьба?

— Могу сказать, что я с младых ногтей был амбициозным. Если в школе вдруг получал четверку — очень переживал. Конечно, я не предполагал, что стану режиссёром. В детстве перебрал множество профессий, окончил в итоге Архитектурный институт. Но быстро понял, что заниматься этой профессией так, как мне хочется, не получится. И в конце концов связал жизнь с кинематографом.

— Какие образы из детства чаще всего всплывают в памяти?

— Конечно, родители. Помню — как будто вчера это происходило — я подошел к маме и спросил: «Мама, неужели я умру?!" Она лаконично и спокойно сказала: «Когда это ещё будет… Сейчас тебе об этом думать не надо». До сих пор чувствую на голове руку мамы, как она меня по чёлочке гладит…

Однажды я убежал из дома, потом вернулся. Мама меня сразу в кровать уложила: «Давай спи, пока отец не пришел».


Папа порой довольно жестким был. А он, когда вернулся с поисков, просто сел возле кровати на табуретку и сказал: «Как же ты мог так, сынок?». Никакая порка меня бы так не потрясла, как эти слова.

— Кем работали ваши родители?

— Они рабочие. Трудились на заводе «8 лет Октября» в Славгороде. Так что я воспитан в заводской культуре.

— Кто ваш главный критик и советник?

— Супруга. У Татьяны замечательное образование, она киновед и с 1975 года начала преподавать во ВГИКе. Два года преподавала русское кино в Джорджтаунском университете в Вашингтоне. Татьяна не стесняется мне делать замечания. Бывает, мы сильно спорим. А потом я прихожу к выводу, что в её замечаниях есть рациональное зерно.

— Вы много лет преподаете режиссуру во ВГИКе. Чем, на ваш взгляд, нынешние студенты отличаются от студентов вашего поколения?

— Ребята во ВГИКе учатся не глупые, способные, но, я бы сказал, недообразованные. Когда я учился, у нас человек, который был не способен поговорить о Камю, Кафке, Чехове был, говоря современной терминологией, нерукопожатным.

— Вы согласны с утверждением, что миром правят деньги?

— Если иметь в виду некоторую реальность, о которой писали и Достоевский, и Маркс с Энгельсом, то да. Но в России, и этому я вижу множество свидетельств, правда всегда была выше денег.

— Вы считаете себя богатым человеком?

— Это самое смешное, о чём вы могли меня спросить. Я, как классический интеллигент, живу в очень небольшой квартирке, заставленной книгами. У меня нет недвижимости за границей и даже дачи нет. В этом смысле я живу архискромно. Но мне достаточно средств, чтобы с женой время от времени куда-то ездить.

— Какое из путешествий вам больше всего запомнилось?

— С того времени как снимал картину «Паломничество в Вечный город», полюбил Рим. Каждая поездка туда — это яркое впечатление.

— Чем занимаются ваши дети, Илья и Полина?

— Илья сейчас в Минске снимает какой-то телевизионный проект. Обещал рассказать, когда приедет. Полина по образованию аниматор, а по жизни — свободный художник. В основном работает на дому, делает ювелирные украшения. Долго жила в Америке, Канаде, потом на Бали. Сейчас вот в Берлине.

— Есть ли у вас любимое выражение?

— Когда-то еще в школе я выписал выражение, которое мне очень понравилось: «Много званных, но мало избранных».

Ирина КОЛПАКОВА