Аленький цветочек для Саакашвили
Грузинской оппозиции не дают покоя лавры киргизских коллег — некоторые ее лидеры уже пригрозили властям повторением бишкекских событий. Не исключено, что такая попытка будет предпринята ими во время местных выборов, причем вероятна поддержка процессов извне.
Выборы в органы местного самоуправления назначены в Грузии на 30 мая. В этот же день пройдут первые прямые выборы мэра Тбилиси. Именно в них состоит главная интрига, поскольку партийная принадлежность столичного хозяина во многом определит ближайшее политическое будущее страны.
Но, несмотря на важность политического момента, лидерам грузинской оппозиции в очередной раз не удалось поступиться личными амбициями и выдвинуть единую оппозиционную кандидатуру на пост мэра. Некоторые партии вообще решили бойкотировать выборы как априори фальсифицированные. Большинство же тех, кто примет в них участие, традиционно переругались. Причем на сей раз не только на почве своих рутинных интересов, но и из-за «путинского прихвостня» Зураба Ногаидели: часть оппозиционеров не пожелали с ним водиться и выдвинули формулу «все минус Ногаидели».
«Мы не сядем с ним за один стол. У него нет будущего в моей стране — в политике демократической и свободной Грузии. Он играет важную роль в превращении Грузии в российскую губернию», — «приговорила» Ногаидели одна из лидеров Республиканской партии Тинатин Хидашели.
Однако от лидера «Движения за справедливую Грузию» открестились далеко не все. В частности, Консервативная партия и Партия народа продолжают кучковаться вокруг Ногаидели и даже собираются повторить проторенный им и Нино Бурджанадзе путь к российскому руководству. Так, встретиться с российскими чиновниками и пророссийской частью грузинской диаспоры в Москве и Санкт-Петербурге сейчас собирается лидер Народной партии Коба Давиташвили.
Кстати, первым о возможности повторения киргизских событий в Грузии заявил именно Ногаидели, который в очередной раз предупредил власти. Экс-премьер, регулярно грозящий власть имущим физической расправой (»...уничтожу, перебью руки и ноги...»), зашел еще дальше. Недавно он заявил, что за мухлевание на местных выборах глава МВД Грузии Вано Мерабишвили заплатит жизнью.
«Слава Богу, что победивших на выборах определяет не Вано Мерабишвили, а грузинская общественность. Если Вано задумал фальсифицировать выборы, это ему дорого обойдется, возможно, даже ценой жизни», — заявил Ногаидели. «Шутки закончились», — сказал он, попутно назвав «трусами» и главу МВД, и президента Грузии Михаила Саакашвили.
Вероятности «бишкекизации» Грузии не исключил и лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили. Причем и он, и Ногаидели считают, что революция в Грузии станет следствием крайнего недовольства населения властями, по аналогии «низы больше не могут».
В то же время иной мотив озвучил один из лидеров «Национального форума» Губаз Саникидзе. По его мнению, президент России Дмитрий Медведев имел в виду Грузию, когда говорил о возможном развитии событий по киргизскому сценарию и в других постсоветских государствах. Опасность действительно реальна, считает он, и если так случится, тогда страна, как таковая, закончится».
Политик полагает, что в Грузии нет достаточно серьезных оппозиционных сил, способных повести страну по пути Киргизии, однако он опасается, что спровоцировать среднеазиатский сюжет могут сами грузинские власти.
На российском «следе» в бишкекских событиях сделал акцент и один из лидеров парламентской оппозиционной партии «Христиан-демократическое движение» Леван Вепхвадзе. На заявление Медведева он отреагировал так: «Это было признанием, что за сценарием событий в Киргизии стоит сама Россия. Как видно, она уже не может прямо вмешиваться в деятельность соседей, исходя из потепления отношений с Европой, и теперь старается создать внутренние бунты такого типа».
Словом, вдохновленная событиями в Киргизии грузинская оппозиция рвется в бой и не скрывает, что переломный и победоносный момент в ее борьбе за власть наступит именно в конце мая. Она также, причем ошибочно, уверена или рада обманываться, что нынешний мэр Тбилиси Гиги Угулава, за которым стоит правящая партия Грузии, реально выборы проиграет, и тогда уж она, оппозиция, возьмет быка за рога и скинет Саакашвили и его режим.
Между тем подавляющее большинство тбилисского населения придерживается собственной, далекой от сугубо политической шкалы оценок деятельности мэра Тбилиси. Люди, конечно, признают, что город, да и всю страну душит безработица, что здравоохранение платное и лекарства безумно дорогие, что отопление и свет стали роскошью, что демократия в Грузии — больше показное понятие, чем реальное, и т.д.
Но в то же время они довольны тем, что из настоящей мусорной свалки Тбилиси за последние несколько лет превратился в относительно негрязный город с освещенными улицами и дворами, со спортивными площадками и скверами, новой системой канализации и водопровода, отремонтированными дорогами, нормальной телефонной связью и т.д. И, что немаловажно, тбилисцы уже не боятся выходить на улицу после пяти часов вечера и не стерегут по ночам свои автомобили от угона.
Во всех этих изменениях, конечно, очевидна полная или частичная заслуга нынешнего тбилисского мэра Угулава. И поскольку оппозиция при всем желании не может умалить его профессиональных достоинств, упор делается, в том числе, на «проигранной войне с Россией, оголтелой борьбе против грузинских ценностей и Церкви, потере геополитической функции Грузии, торжестве несправедливости».
Как заявил один из оппозиционных лидеров Леван Гачечиладзе,Саакашвили является врагом Грузии, и страну надо от него избавлять. По его словам, смена власти желательна путем выборов. Но, не скрыл он, «если власти снова фальсифицируют выборы, любой метод будет приемлемым».
Между тем некоторые грузинские эксперты не отрицают, что оппозиция попробует задействовать киргизский план во время местных выборов. При этом, однако, вряд ли при помощи Москвы, поскольку Россию, как ни парадоксально, Михаил Саакашвили в качестве главы грузинского государства пока устраивает, считают политологи. Это связано с тем, что, во-первых, руководству РФ с большим или меньшим успехом удается сваливать на него все проблемы грузино-российских отношений. Более того, грузинский президент, вольно или невольно, сам помогает в этом российским коллегам.
Во-вторых, в Кремле есть понимание того, что даже если Россия приведет к власти в Грузии своего человека — Ногаидели или другого, устойчивой политической ситуации в Грузии все равно не будет. Ведь значительная часть политической элиты страны ориентирована на интеграцию с Западом. И третье: если внутриполитический бунт все же удастся, нет никакой гарантии, что Россия не прозевает нужный момент, и ее не опередит Запад со своим новым грузинским ставленником.
Кроме того, Москва может сразу же столкнуться с требованием большей части местных политиков и населения расплатиться за грузинскую лояльность возвращением Абхазии и Южной Осетии или хотя бы видимостью восстановления территориальной целостности страны. В противном случае внутригрузинские бунты приобретут перманентный характер. А это крайне не устроит Россию, учитывая, в том числе, общую напряженность на Кавказе.
Словом, предсказать развитие политических событий в Грузии даже на ближайшую перспективу — все равно что гадать на кофейной гуще. Однако общие политические тенденции в этой части южнокавказского региона ясны: страсти здесь, по поводу и без, не утихают, и периодические обострения неизбежны. Также очевидно, что грузинские власти пока контролируют ситуацию. Но, учитывая геополитическое расположение страны и управляемый хаос в мировой политике вообще, сложно утверждать, что так будет и впредь.
Комментарии