Путин государственник или или либерал? То и другое вместе

 

 

Путин государственник или либерал? То и другое вместе

 

 

На Maxparke Борис Шестов написал 3 декабря 2015 статью

«Кто Вы, мистер Путин – государственник или либерал?» На мой взгляд то и другое в нем есть, но меняется в зависимости от ситуации.

 

Есть четыре субстанции (упрощаю для наглядности): Верховный правитель, властная элита, оппозиционная элита и народ (электорат или просто население). Обобщенно  четвертая субстанция это все общество. Если брать крайности, то оно может быть гражданским или с патерналистским сознанием. А также смешанным или переходным. Патерналистское сознание, если сказать проще, - иждивенчество в смысле, что мы люди маленькие и без верховного ничего не можем. А он, даже если он за народ, без нас, народа, ничего не сделает. Сожрет властная элита. Потому что мы все еще неграждане-иждивенцы.

 

Значение слова Субстанция по словарю Ушакова: вечно движущаяся и изменяющаяся материя как Основа всех явлений

 

Верховный правитель, властная элита, оппозиционная элита и общество  - материальны и подвержены изменениям в результате взаимного влияния. Вплоть до физического уничтожения, подавления или принуждению к изменению. Примеры для иллюстрации.

 

Заговор высших чинов властной элиты, недовольных правлением  Павла Первого, и его убийство. А Хрущева отстранили.

 

Второй пример. На царя – освободителя покушались многократно. Но только в седьмой раз террористы достигли цели. При этом еще после четвертого покушения Александр воскликнул: «Что они имеют против меня, эти несчастные? Почему они преследуют меня, словно дикого зверя? Ведь я всегда стремился делать все, что в моих силах, для блага народа!»

 

Из сказанного напрашивается вывод. Верховному правителю, если он реформатор, необходимо преодолевать не только давление консерваторов во власти, но и упреждать действия неумеренных реформаторов. Убили царя - освободителя борцы за счастье народа потому, что, по их мнению, тот мало для народа сделал в расчете на то, что следующий сделает больше. А следующий закрутил гайки. И маятник начал раскачиваться.

 

Чтоб оценить Путина с этих позиций, можно сослаться на статью Дмитрия Травина «А есть ли Путин?», опубликованной на Росбалте (Подробнее: http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/11/10/1459464.html). Автор либерал и к Путину, как это следует из его публикаций, относится критично. Тем ценнее оценка.

 

«Глава государства тестирует свое окружение и выбирает в нем те предложения и те фигуры, которые ему в данный момент нужны. Выбирает абсолютно осознанно, поскольку ставит в качестве приоритетной задачу продления своего правления. И в силу своей интуиции, а также благодаря умению анализировать тактические ходы, он переигрывает и амбициозного Дмитрия Медведева, расставшегося с президентским постом, и прорывного Игоря Сечина, допускаемого до денег, но не до высшей власти, и всех правительственных либералов». Для обоснования этого тезиса в статье подчеркивается, что отправлен в отставку Якунин, казавшийся непотопляемым, позабыты народом зицпредседатели Фрадков и Зубков, подвергнуты опале "серые кардиналы" Волошин и Сурков.

 

К сказанному Травиным уместно добавить, что такой стиль работы с элитой это одновременно и упреждение дворцового переворота. Помните, как в одночасье властная элита поменяла Хрущева на Брежнева, который ее устраивал больше, чем сумбурный реформатор?

 

Теперь про упреждение  Путиным действий неумеренных реформаторов от оппозиции. Они опасны для Президента лишь в той мере, насколько окажутся способными поднять массы. На сегодняшний день можно уверенно сказать, что либералы не в чести у большинства населения. Поэтому, и опасности для Путина cэтой стороны нет.

Или она минимальна.

 

Опаснее те, кто нажимает на болезненные темы для населения: угрожающая разница в доходах большинства и богатого меньшинства, коррупция, качество здравоохранения, проблемы с ЖКХ, транспортом и прочее. Поэтому неутомимого борца с коррупцией Навального прессуют и мало обращают внимания на лидера пятой колонны Касьянова. Даже плач в жилетку Госдепу простили.

 

Но Навальный опасен и для общества тем, что не стимулирует формирование в нем гражданственности, а оставляет его на позициях патернализма. Представим чисто гипотетически, что завтра на смену Путину придет Навальный. И что произойдет  с обществом? Ничего. Оно как было с тем же уровнем самосознания иждивенца, надеясь теперь на нового верховного,  так и останется. А движение в сторону прорастания гражданского общества возможно лишь тогда, когда человек начинает мучительно выдавливать из себя не только раба, но и другие менее позорные качества типа лени или безразличия. Зато, победив себя, испытывает удовлетворение от такой победы. Например, от наведения порядка в своем ТСЖ.

 

Но еще показательнее в качестве ростков гражданственности это самоорганизация людей для отстаивания своих общих интересов. Как дальнобойщики. Не зависимо от того, кто больше прав – дальнобойщики или власть. Уже важна способность части общества к самоорганизации и готовность согласовывать свои действия с государством на компромиссных началах.

 

Возникает вопрос. А Президенту нужна ли эта дополнительная головная боль? Вроде бы нет. Ведь управлять народом с патерналистским сознанием легче. Для этого достаточно телевизора, а не холодильника. Но это будет верно, если исходить из сиюминутных интересов. А если вглядеться в завтра, то для того, чтобы эффективнее управлять властной элитой, ему необходима поддержка снизу. Сегодня она есть – 90%. Но продукт этот может оказаться скоропортящимся в условиях резкого падения жизненного уровня жизни, если до этого дойдет. Поэтому стратегически Президент заинтересован в формировании гражданского общества.

 

В 1917-ом большевики соблазнили народ халявой: заводы рабочим, а земля крестьянам. На стыке 80-ых и 90-ых нас, уставших от завирального социализма, соблазнили другой халявой (ваучер ценой в две «Волги») и светлым капиталистическим будущим как общества «равных возможностей». Кавычки для того, чтобы подчеркнуть разные стартовые возможности. Ведь мы все разные по этическим, моральным, возрастным показателям. Мы разные по  способностям и т. д. А нас всех вроде как построили в одну колонну здоровых и больных, спортсменов и тщедушных дохляков и заставили бежать от инфаркта.

 

В итоге маятник социально-экономического развития со всего размаха как после 17-го пошел в обратную сторону. Все повторилось с точностью до наоборот. Тогда большевики отбирали и делили поровну, а в этот раз новые большевики делили общее, но вышло не поровну.

 

Теперь перед нами два варианта отката. Либо опять с размахом и революционно далеко проскочим точку равновесия, либо сумеем эволюционного плавненько приблизиться к ней и начнем по немного качаться около этой точки. Как требует закон диалектического материализма, гласящий, что единство и борьба противоположностей (справедливость в обществе и его экономическая эффективность, зависящая от частной собственности), остается источником развития. Но диапазон противоречий (это перепад в доходах бедных и богатых) должен лежать в допустимых для противоборствующих сторон пределах. Примерно так же, как компромиссно поддерживается перепад температуры в холодильнике для сохранности разных продуктов. Или как допустимые различия между социализмом с человеческим лицом и социально ответственным капитализмом. Кибернетика и диамат это одно и то же. Хотя об этом мало говорят.

 

Поэтому я не желал бы прихода нового Ленина, а жду нового Александра Второго. В этом качестве надеюсь на Путина. И рассчитываю, что он не повторит ошибок первого.