«Войковская», Войков и Аксючиц

На модерации Отложенный

 

  В 1998 году Виктор Аксючиц подготовил и опубликовал книгу «Материалы правительственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора НИКОЛАЯ II и членов его семьи».   

В ней, кроме прочего, содержатся такие документы старшего прокурора-криминалиста Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Соловьева (вел с 1993 года следствие по убийству царской семьи), как анализ исторических данных, анализ источников, реконструкция событий. Последняя весьма подробна, она основана на документах и воспоминаниях непосредственных участников расстрела, с перечислением, в том числе, и фамилий участников тех событий – как оставивших воспоминания, так и в воспоминаниях фигурирующих.

 И в этом разделе НИ РАЗУ не упоминается фамилия ВОЙКОВА, на тот момент комиссара по снабжению Уралсовета. Удивительно, правда?

 Есть еще один раздел – сравнительный анализ документов разных временных отрезков о расстреле царской семьи. В нем приведены сами воспоминания непосредственных участников расстрела и захоронения останков.

 Фамилия ВОЙКОВА упоминается 1 (один !) раз, косвенно, вот в каком контексте:

 Воспоминания Юровского (коменданта Ипатьевского дома, непосредственного организатора (так у Соловьева) и руководителя расстрела) 1934 г.: (…ранее Юровский рассказывает, как отбирал 12 человек для расстрела, как двое отказались, как выводили царскую семью, как стреляли, как извлекали драгоценности из корсетов, как везли трупы к месту захоронения, как сломалась машина и тела пришлось перегружать в пролетку, как останки сбросили в шахту, но те не затонули, так как в ней было мало воды…)

 «...Вода-то чуть покрыла тела, что тут делать? Надумали взорвать шахты бомбами, чтобы завалить. Но из этого, разумеется, ничего не вышло. Я увидел, что никаких результатов мы не достигли с похоронами, что так оставлять нельзя и что все надо начинать сначала, а что делать? куда девать? Часа примерно в два дня я решил поехать в город, т.к. было ясно, что трупы надо извлекать из шахты и куда-то перевозить в другое место... Приехал в облисполком и доложил по начальству, сколь все неблагополучно. Т. Сафаров и не помню кто-еще послушали да и так ничего не сказали. Тогда я разыскал Филиппа, указал ему на необходимость переброски трупов в другое место. Когда (он) согласился, я предложил, чтобы сейчас же отправить людей вытаскивать трупы. Я займусь поиском нового места. Филипп вызвал Ермакова, крепко отругал его и отправил извлекать трупы... Я пошел в Горисполком к Сергею Егоровичу Чуцкаеву, тогда еще предГорисполкома, посоветоваться, быть может он знает такое место.

Он мне посоветовал на Московском тракте очень глубокие заброшенные шахты. Я добыл машину, взял с собой кого-то из Обл. ЧК, кажется Полушина, и еще кого-то и поехали... Пока мы ездили, возник другой план, - сжечь трупы, но как это сделать, никто не знает. Полушин, кажется, сказал, что он знает, ну и ладно... кроме того, у меня возник план, в случае какой-либо неудачи, похоронить их группами в разных местах на проезжей дороге... Итак три плана. Не на чем ехать, нет машины. Направился я в гараж начальника военных перевозок, нет ли каких машин, оказалась машина, но только начальника, забыл я его фамилию, который, как потом оказалось был прохвостом и его в Перми, кажется, расстреляли. Начальником гаража или заместителем начальника военных перевозок, точно не помню, был товарищ Павел Петрович Горбунов, в настоящее время зам. Госбанка, сказал ему, что мне срочно нужна машина, он - "А, знаю для чего, и дал мне машину начальника. Поехал к начальнику снабжения Урала Войкову добывать бензин или керосин, а также серной кислоты, это на случай, чтобы изуродовать лица и, кроме того, лопаты. Все это я добыл. В качестве товарища комиссара Юстиции Уральской области я распорядился взять из тюрьмы десять подвод без кучеров. Погрузили все и поехали, туда же направили грузовик. Сам же я остался ждать, где-то запропавшего Полушина "спеца" по сжиганию. Но прождав до 11-ти часов вечера, так его и не дождался.»

 Как вам роль Петра Лазаревича в расстреле царской семьи? Напомню, что другие непосредственные участники расстрела в своих воспоминаниях Войкова вообще не упоминают ни разу.

 Как же так, в книге Аксючица Войкова нет, а мне за последние дни уже раз 20, наверное, сбросили ссылку на страницу из «Википедии», где сказано:

 «Пётр Лазаревич Войков... В 1918 году организовал убийство царской семьи, настояв на убийстве пятерых детей царя, принимал личное участие в преступлении; позже руководил и принимал участие в расчленении и уничтожении тел убитых для сокрытия следов преступления. Похитил драгоценное кольцо с рубином с пальца императрицы». 

 «Википедия», к слову, ссылается при этом на «Справку о деятельности П. Л. Войкова, подготовленную ИРИ РАН», которая, в свою очередь, ссылается на воспоминания дипломата-перебежчика, левого эсера Г.З. Беседовского. Который в расстреле царской семьи не участвовал, но пересекался с Войковым во время дипломатической работы в Польше. И вот со слов Войкова он информирует, что Войков в расстреле и захоронении тел играл практически ключевую роль. Присутствовал, участвовал, руководил уничтожением тел.

 Странно только, что другие участники расстрела этого не помнят.

 А есть ли еще какие-то документы о том, что Войков организовал, настоял, принимал личное участие и руководил?