Капитуляция Байкальского движения

На модерации Отложенный
На Бабре вышла статья Галы Сибиряковой "О перспективах Байкальского движения" . В комментариях ее статья называлась "глубокой". Со своей точки зрения, я никакой глубины в статьей не вижу. Более того, она не выполнила своей основной цели - рассказать о перспективах Байкальского движения.

Из статьи Галы Сибиряковой нельзя узнать, например, чего собирается добиться Байкальское движение, хотя этот список целей не занял бы много места. В общем, это не статья о перспективах Байкальского движения, а некий поток сознания на заданную тему.

На ее творчество можно было бы и не обращать внимания, если бы в статье Галы Сибиряковой не было бы нескольких очень значимых проговорок, которые позволяют понять истинное положение дел, и причину сегодняшней слабости Байкальского движения. Движение это очень слабо, что отчетливо видно по сравнению с ситуацией 2006 года, когда шла борьба против нефтепровода ВСТО. Тогда оно объединило действительно разных людей, которые делали общее дело и предпринимали скоординированные усилия, чтобы спасти Байкал от опасности нефтяного загрязнения. Все наши опасения сегодня полностью подтвердились практикой. Действительно, нефтепровод оказался настолько низкокачественным, что сразу после ввода произошло несколько крупных утечек нефти, которые резко обострили экологические проблемы в Якутии и Амурской области.

Теперь же движение не может собрать подобной активной поддержки, хотя проблема Байкала никуда не делась, уникальному озеру по-прежнему угрожает опасность, и снова запущен в работу Байкальский ЦБК, одно время остановленный. Байкал не перестали считать уникальным и священным озером, пиетета к нему не убавилось, но вот организовать такую же мощную волну протеста, какая была в 2006 году, теперь уже не удается. Почему?

Во-первых, Гала Сибирякова неосторожно проговорилась относительно одной из причин: "Предпринимавшиеся попытки исследовать структуру организации заканчивались критикой, обвинениями в абсолютной некомпетентности и осмеиванием результатов исследований самим объектом исследования - участниками движения". Остается только добавить, что этим занимается регулярно небольшая группа участников движения, к которым принадлежит и Гала Сибирякова. И речь тут идет не только об исследовании, а скорее, об инициативах по развитию движения. Они-то как раз и наталкивались на осмеивание со стороны этой группы.

Во-вторых, другую причину назвала сама же Гала Сибирякова: "Попытки слишком самоуверенных людей вести себя как руководители вызывали непонимание и насмешки.

Руководителей здесь быть не может. Пытаться руководить Байкальским движением, все равно, что пытаться держать воду в кулаке – кулак-то пустой. Ничем ты в действительности не управляешь".

Вообще-то это не так. В 2006 году у движения вполне себе было руководство, и в Иркутске, и в Москве, где действовали группы, которые собирали информацию, агитировали, планировали и осуществляли акции и митинги. Все сторонники движения знали этих руководителей и прислушивались к их советам. Советы эти не вызывали ни непонимания, ни насмешек. А теперь, оказывается, "руководителей быть не может".

В сочетании с тем, что некоторые участники движения регулярно занимались обвинениями и осмеиванием "исследователей", становится ясно, что это линия на развал движения. Если осмеять все попытки понять сущность Байкальского движения , если обвинить всех "исследователей" в "некомпетентности", если провозгласить лозунг "руководителей быть не может", то движение не может не развалиться. Именно в результате такой деятельности оно и превращается в "пустой кулак", о чем так откровенно поведала общественности Гала Сибирякова.

В свете всего этого становится понятно, почему в статье ни полслова не сказано о перспективах Байкальского движения. Какие могут быть перспективы у движения, которое должно превратиться в "пустой кулак" в результате вполне себе целенаправленных действий небольшой группы его участников.

Единственная перспектива, обозначенная Галой Сибиряковой, состоит в том, чтобы максимально возможно развалить движение, а потом пойти на поклон к его противникам. Поразительно, но об этом Гала Сибирякова написала ясно и недвусмысленно: "Ну, а если вдруг этот текст попадет в руки наших противников, которые задумываются, что делать с Байкальским движением, то, может, он натолкнет их на мысли. О том, что уже пора прекратить безуспешно тратить свое время и часто не свои деньги, подсылая нам шпионов и провокаторов, от которых уже устали наши семьи, прекратить «мочить» тех, кого считают главными, а направить свои усилия на изменение условий – социальных, экологических, экономических – в регионе, в стране".

По сути дела - это капитуляция. Не важно, из каких соображений Гала Сибирякова ударилась в капитулянтство: из личных заблуждений, из страха, из щедрых посулов со стороны противников движения. Главное в том, что провозглашен лозунг сдачи. "Мы сдаемся" - вот что провозглашает на деле статья Галы Сибиряковой.