Иной контекст
Террористические акты, подобные тем, которые совершены на этой неделе в московском метро, меняют контекст политических и общественных дискуссий. Порой - кардинально. Иной раз не устаешь удивляться тому, что еще не успеет осесть пыль от взрывов и даже не успеют еще похоронить жертв зверского преступления, как из самых разных углов начинают выдавать свои "домашние заготовки". Так и хочется спросить - вы что, заранее подготовились? Да нет, конечно: просто сегодняшнее российское общество заточено не столько на солидарность и ответственность, сколько на бузу. И это - сама по себе питательная почва для террора.
К тому же теракты - это, сколь ни прискорбно, привычный - "упрощенный" - контекст дискурса. Иного - более содержательного - дискурса российское общество так и не произвело на свет. Весь его смысл сводится, по сути, к привычной, как унылая осенняя проселочная дорога, отеческой развилке: закручивать ли гайки в очередной раз или еще немного погодить. Это вам, короче, не про премудрости модернизации и инноваций рассуждать. И уж точно - не про "оттепель".
Кстати, о модернизации. Уже раздались - притом, надо признать, довольно глупо сформулированные - обвинения против тех, кто, мол, "раскачивает политическую лодку". Чуть ли не они сдетонировали шахидок в метро. У группы товарищей из правящей партии давно уже копилось раздражение по поводу предложений других товарищей (притом многих - тоже из правящей партии) проводить модернизацию не только сугубо технологическую, но и политическую. И вот - на тебе, появился "отличный повод", чтобы задвинуть "неуместную" на фоне террора тему куда подальше.
И впрямь, кто будет в новом контексте рассуждать о том, надо ли давать непарламентским партиям право выступать в Думе раз в году или все же дозволить раз в квартал. Или кого будут "цеплять" теперь споры Миронова и Грызлова? Или какие-то там дрязги с мухлеватым подсчетом голосов в каком-нибудь подмосковном Воскресенске.
Да и недавнее высказывание спикера Думы (аккурат дней за пять до взрывов) насчет того, что у нас смертную казнь отменять покамест не нужно, нынче обретает совсем другое звучание. Кое-кто уже подсуетился и готов подсунуть соответствующий проектик - об отмене моратория на казнь для террористов. И если еще вчера этот сюжет обсуждался лишь в контексте наших непростых отношений с Советом Европы и напряженно зреющего в недрах Европейского суда "дела ЮКОСА", теперь контекст поменялся. Потому что погибли люди.
Тема реформы правоохранительных органов тоже обретает новые краски: "евсюковщина", вот увидите, будет потеснена обсуждением новых планов усиления и укрепления, а также технического оснащения и переоснащения силовых структур. Недавнее многим показавшееся скандальным предложение главы Следственного комитета Бастрыкина дактилоскопировать всех кавказцев чохом теперь многим, наоборот, уже покажется чуть ли не провидческим. Как же мы, мол, раньше не догадались. А сторонники ужесточения полукрепостнической и давно уже устаревшей (а главное - коррупционной) системы регистрации вновь поднимут голову и, не исключено, похоронят зреющий в недрах ФМС проект перехода к уведомительной системе регистрации с 2012 года.
Значит, черному рынку торговли регистрациями жить и процветать. Антитеррор лишь повысит расценки.
Разумеется, досужие рассуждения о том, что система МВД и других правоохранителей прогнила насквозь и нужно ее перестраивать, а начальников надо гнать взашей, - останутся, но уже чисто абстрактные. Что гораздо важнее - деньги на благое дело усиления безопасности найдутся. И будут освоены.
А сколь "неуместными" теперь окажутся всякие там "марши несогласных", что по 31-м числам, что по всем другим! Даже разгонять особо не надо: всего лишь пробросить мыслишку, что, мол, в ситуации массового скопления людей возможны новые теракты - и сами не придут или послушно разойдутся. К тому же истовости-то подлинной у многих просто нету: вон в Калининграде стоило барину лишь явить лик, молвить слово отеческое, кинуть в толпу, словно соболью шубу, пару-тройку звонких обещаний - и у многих карбонариев уличное бунтарство как-то быстро рассосалось. Потому как много ли нашему простому человеку надо.
То же самое с тарифами ЖКХ - уже ведь заготовлен тезис насчет того, что, мол, "ну не время сейчас, граждане, ну не время", не так ли?
Как теракты отразятся на сугубо кавказских хитросплетениях - отдельный сложный сюжет. После назначения Александра Хлопонина туда полпредом, что стало выражением вполне определенного политического выбора президента, многие - ну как бы в шутку - говорили, что, мол, сейчас где-то что-то рванет. Вряд ли буквально думали, что прямо на Лубянке.
Не исключено, что именно сейчас наступает момент истины для медведевского президентства. Куда более серьезный, чем в августе 2008 года, в дни войны с Грузией. Главный вопрос в том, сколь существенным будет влияние нынешних трагических событий на весь контекст предлагаемых президентом перемен, не будет ли навязана ему и обществу совершенно иная повестка дня. Самое парадоксальное в сложившейся ситуации заключается в том, что как успех затеянной им модернизации, так и успех борьбы с террором зависит в конечном счете от того, удастся ли власти преодолеть или хотя бы уменьшить ту пропасть, которая существует между ней и народом - порожденную коррупцией, чванством, неэффективностью, оторванностью от жизни, беспримерным различием в образе жизни и достатке. Именно в этот разрыв, характеризующийся огромным взаимным недоверием (пожалуй, в самые застойные советские годы такого не было), и прорывается террор. Без общественной солидарности, а значит - без доверия и сотрудничества общества с властью и правоохранительными структурами, - победить его невозможно. В противном случае мы будем иметь дело с отказом инстинктов самосохранения у нас как у нации и страны. Нам надо меняться.
Комментарии
1. - основано на справедливой критике, эмоциях, призывах к власти исключить эти недостатки. Это самый неэффективный.
2. - основа та же, но призыв один и ПОЛИТИЧЕСКИЙ, но бесполезный: не против государственной идеологии, а против фамилии, которого заменить некем и без толку, хотя желающий порулить с избытком. Снятие вождя не влечет замену антинародной идеологии на прогрессивную. Недовольные не предлагают это изменение и не знают как, кто, что, в какой последовательности. Пример - Калининград.
3. - основано на анализе всех или многих недостатков с поиском политической причины их и с поиском конкретного политического решения, реализация которого исключает многочисленные недостатки. Если это политическое решение будет доведено до населения, понято им, поверило в него, так как оно научно обоснованно, то остается организовать население. Если ко второму виду примазываются политики, мечтающие с помощью этих недовольств населения пробраться во власть, то от третьего их как ветром сдует. Рекомендую Теорию скачать – материал большой и трудный.