Все, что вы хотели узнать у Порошенко

На модерации Отложенный

Президент Украины дал Deutsche Welle интервью, которое может претендовать и на «Оскар», и на «Золотого медведя» Берлинале, и на любой другой приз ТВ, кино и театра.

Немецкий международный канал Deutsche Welle (DW) сделал настоящий подарок европейскому, да что там говорить — мировому телезрителю. Ведущий программы «Конфликтная зона» Тим Себастиан в течение всего 25 минут разделал Петра Порошенко, что  называется, «под орех». Мы очень рекомендуем именно посмотреть интервью. Ни в аудиозаписи, ни в письменном изложении невозможно увидеть, (а увидеть, мы уверены, это должен каждый), каков интеллектуальный, политический и культурный уровень нынешнего украинского президента. Мимика Петра Порошенко, его ужимки, удивление, скука, безразличие, обида, злость — и вдруг неожиданный восторг и энтузиазм красноречивее любых слов. Одна лишь гамма чувств, проявившихся на лице президента, когда он узнал, что Украину не ждут ни в НАТО, ни в ЕС, дорогого стоит.

После этого интервью многие вопросы отпадают сами собой. Еще быстрее улетучиваются разного рода сомнения и рефлексии по поводу российско-украинских отношений, и становится понятным, с какого рода невежественным недотепой, при этом жестким и даже жестоким, имеет дело не только российское руководство, лидеры непризнанных республик Донбасса, но и все остальные мировые политики. И, кстати, понимаешь: Петр Порошенко не политик — это какая-то другая формация руководителя. На его фоне даже Виктор Федорович Янукович смотрится стратегом и интеллектуалом.  

Самое главное впечатление после просмотра — безграничная самоуверенность украинского лидера и его лень. Понятно, что ни сам Петр Порошенко, ни его команда к интервью не готовились. Подумаешь, какой-то там журналист с DW — мы, дескать, у савиков шустеров да у евгениев киселевых такую жесткую школу дебатов прошли, что дай Бог каждому. Но это одно из многочисленнейших заблуждений, в которые буквально по самую макушку погружена украинская власть. Цель политических программ «свободного» украинского телевидения — как можно больше и громче наобещать за одну минуту вещания.

Однако Тим Себастиан задает короткие и очень конкретные вопросы, не дает уйти от ответа, возвращается вновь и вновь к заданному вопросу и если отступает порой, то только по одной причине — все же перед ним президент. Тим Себастиан — звезда мировой журналистики. Англичанин, он долгие годы работал на BBC. Окончил Оксфордский университет и великолепно говорит по-русски и по-немецки.

Кстати, в 1984 году советские власти настояли на том, чтобы он покинул Москву в качестве корреспондента BBC Europe. Позже Тим Себастиан придумал и семь лет вел знаменитую программу «HARDTalk» («Тяжелый разговор») — флагман корпорации. Его программы еще в конце 90-х часто переводились и показывались в российском эфире. Равных ему действительно мало. Он брал непредвзятые, откровенные и жесткие интервью у Билла Клинтона, Джимми Картера, архиепископа Десмонда Туту, первого премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю, супруги Слободана Милошевича Миры Маркович и последнего лидера Советского Союза Михаила Горбачева.

Так что к интервью с таким ведущим не грех и подготовиться. Тем более вопросы известны были заранее не только Петру Порошенко, но и любому европейцу, который хоть раз в неделю смотрит телевизор: Крым, Донбасс, Россия, миссия ОБСЕ, кредиты Европы, проблема вступления Украины в НАТО, коррупция и дефицит бюджета на Украине. И по каждому из этих вопросов Петр Порошенко умудрился сесть в лужу.

Просматривая это интервью, удивляешься тому, что Петр Алексеевич совершенно не ориентируется в постоянно меняющемся политическом контексте: так, не вполне разъясненным остался вопрос, а знает ли он досконально о том, что происходит сейчас в Сирии и Париже, например. Порошенко повторяет как будто один раз вызубренный урок, и когда предлагается альтернативный взгляд на проблему, то видно, как трудно ему совладать с самим собой. Неадекватная напористость и неожиданная мгновенная сдача позиции, невозможность импровизировать и вдруг откуда-то прилетающие некомпактные фразы, отсутствие навыка наладить индивидуальные межличностные отношения с собеседником  — все это ждет зрителя в этом, увы, печальном интервью.

Но, пожалуй, самый главный вывод из просмотренного — чувство оскорбленной чести, когда Петра Порошенко спрашивают о чем-то неприятном, о том, что скрывать больше бессмысленно. Опять же можно было и подготовиться к таким вопросам: ничего неожиданного для телезрителя — хоть украинского, хоть европейского, хоть русского — не было. Эти вопросы были неожиданными для Петра Алексеевича, причем в контексте «как он смел их задать?». А это свидетельствует только о том печальном факте, что Петр Порошенко и вся та украинская элита даже мысли не допускают, что когда-нибудь они за содеянное будут держать ответ. И пускай не перед людьми, хотя наверняка скоро такой момент придет, а перед Богом и совестью.