"Мы имеем очень серьезный запас для движения вперед"
На модерации
Отложенный
3 ноября 2015 года состоялась встреча Дмитрия Медведева с генеральным директором Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андреем Никитиным, отвечающим за развитие бизнес-среды в Россииhttp://government.ru/news/20367
Пристрастие российского руководства к различным модным рейтингам известно давно. И подъем страны сразу на 11 позиций (до 51-го места) в ежегодном исследовании Всемирного банка (ВБ) Doing Business стал для ответственных за эту сферу настоящим праздником. Рукой подать до острова Маврикия (32-я позиция). И хотя до установленной президентом Владимиром Путиным планки — занять в 2015 году 50-е место среди 183 стран, представленных в списке, — слегка не дотянули, но это, согласимся, мелочи… на фоне отрицательного ВВП. Более того, уже сейчас ясно, что никакие косметические процедуры не продвинут Россию в Топ-20 Doing Business к 2018 году. Так что Грузия — ориентир, Литва — мечта. Сегодня вообще есть серьезные сомнения, что в стране к тому времени останется малый и средний производственный бизнес.
Из стенограммы встречи:
Д. Медведев: Андрей Сергеевич, собственно, ваша организация создавалась для того, чтобы способствовать развитию бизнес-среды в нашей стране, менять к лучшему инвестиционный климат. Конечно, у нас сейчас много проблем — и внутренних, и, скажем прямо, внешних. Тем не менее, есть и позитивные изменения, которые замечают те институты, которые для этого созданы. В частности, движение в различных рейтингах.
Комментарий РП:
Переводим на русский. У нас все плохо, инвестиционный климат — заполярье, но есть рейтинговые институты, следящие за подключением станков к розетке (это, как выяснилось, основная тема встречи), и мы друг другом довольны.
Из стенограммы встречи:
Д. Медведев: Последнее отрадное событие — это движение в положительном направлении в рейтинге Doing Business. Там есть нюансы, тем не менее, очевидно, что движение вперед продолжается.
Комментарий РП:
Нюансы, в которых кроется дьявол. Начать с того, что данный рейтинг агрегирует информацию о бизнесе лишь в двух крупнейших городах страны — Москве и Санкт-Петербурге. И судить по нему о самочувствии предпринимателей в глубинке, разумеется, не приходится (ну так и встреча в Белом доме, а не в сельсовете). Далее, на руку России сыграл пересмотр Всемирным банком методологии построения самого рейтинга, которая теперь учитывает качество и надежность энергоснабжения, а также стоимость электроэнергии, и подъем в этой табели о рангах (с учетом изменений не на 11, а лишь на 3 позиции) можно считать чисто техническим. Кроме того, ВБ оценивает главным образом уровень административного регулирования и не берется измерять состояние делового климата и качества институциональной среды, а прикидывая стоимость бюрократических процедур, западные эксперты и представить не могут размеры российской казнокрадческой составляющей.
Из стенограммы встречи:
А. Никитин: Во-первых, конечно, это результат слаженной работы и правительства, и Министерства экономики с бизнесом, потому что бизнес на нашей площадке эти «дорожные карты» разработал, и они все были доведены до логического решения.
Процедуры отменялись все три года, сроки мы сокращали и на выходе получили ту оценку, которая есть.
Мы совместно с Минэкономразвития провели серию совещаний с бизнесом и выявили несколько вопросов — мы бы хотели, чтобы они тоже получили свое развитие в рамках Национальной предпринимательской инициативы. В первую очередь это все, что касается разного рода подключений. У нас была «дорожная карта» по энергетике, и там есть абсолютно измеримые результаты, но осталась еще вода, остался газ. В итоге зачастую предприниматель все равно ждет два года, чтобы финально подключиться ко всему, хотя электричество у него, в общем, подключается быстро.
Комментарий РП:
Уже не первый год Россия выезжает в Doing Business на упрощении подключения к энергосетям. Но и здесь, к сожалению, речь идет не о расширении физической доступности инфраструктуры, вкладываться в которую не спешат ни государство, ни ресурсные компании, а всего лишь о снятии по властному окрику бюрократических и коррупционных барьеров. То есть если раньше с владельца автомойки сетевая компания вымогала за подключение к розетке чемодан «нала» и при этом требовала еще десятки согласований, то сейчас процесс проходит быстрее и по твердой таксе. Но напомним: во-первых, все это касается только бизнеса в пределах МКАД и КАД. Во-вторых, без работы АСИ не останется: впереди многолетнее сражение за устранение беспредела при подключении к воде, газу и канализации. Но они победят, потому что включат и эти вопросы в Национальную предпринимательскую инициативу. Бред какой-то. И Дмитрий Анатольевич это понимает.
Из стенограммы встречи:
Д. Медведев: Да, но с одним электричеством бизнес не откроешь, нужны и другие услуги, которые для бизнеса требуются. Все это нужно в комплексе, конечно, оценивать. В любом случае считаю, что работа эта полезная, бизнес (все мои контакты, во всяком случае, показывают) положительно оценивает работу агентства и работу по картам предпринимательской инициативы, так что эта работа должна быть, мне кажется, продолжена. Но, естественно, мы должны корректировать и те вещи, которые либо работают плохо или не работают, или которые возникают снова.
Комментарий РП:
Переводим на русский. Мои бизнес-контакты, говорит Дмитрий Анатольевич, всем довольны. Но, похоже, для не знакомых ему предпринимателей надо «корректировать и те вещи, которые либо работают плохо или не работают, или которые возникают снова». Извините, непереводимая игра слов.
Из стенограммы встречи:
А. Никитин: Важно также понимать, что это оценка, по сути, на осень 2014 года. Миссия Всемирного банка приезжала весной, и эта оценка не учитывает решения, которые были приняты в этом году. То есть мы еще имеем очень серьезный запас для движения вперед по этому рейтингу.
Комментарий РП:
Вперед или назад — с учетом не самой лучшей макроэкономической конъюнктуры — надо еще посмотреть. Но, согласитесь, странно, когда одни и те же люди говорят о прелестях электронной регистрации компании, отказе от бумажного документооборота, круглых печатей и в то же время считают: для того, чтобы оценить живучесть бизнеса в стране, нужно обязательно взять пробы почвы под ногами и пощупать воздух, которым дышат предприниматели.
Из стенограммы встречи:
А. Никитин: Другое дело (и Вы абсолютно правы), что, конечно, Doing Business не отвечает на все те проблемы, которые существуют в инвестиционном климате. Мы совместно с Минэкономразвития, со Станиславом Воскресенским провели серию совещаний с бизнесом в Москве, Владивостоке, Казани, Екатеринбурге, чтобы обсудить, чего не хватает, и выявили несколько вопросов — мы бы хотели, чтобы они тоже получили свое развитие в рамках нашей Национальной предпринимательской инициативы. В первую очередь это, конечно, все, что касается разного рода подключений.
Комментарий РП:
Господа, проблемы, которые существуют в инвестиционном климате, — это не разного рода подключения. Это подпроблемы. Ключевая проблема — обеспечить бизнес доступными денежными средствами. А это, с нашим Банком России, не так просто, как к коммунальным сетям подключиться, насоздавай хоть десять АСИ. И в правительстве это наверняка понимают. Поэтому и Медведев, и Никитин предпочли не вспоминать, что президентом поставлена задача взобраться к 2018 году на 20-е место в Doing Business. Надежд на этот счет у чиновников явно нет.
Из стенограммы встречи:
Д. Медведев: У нас бизнес так устроен, что для успешного бизнеса нужны не только грамотные менеджеры, юристы, экономисты, но и те, кто своими руками, в данном случае и головой, способен создавать результат, то есть воплощать технические решения в жизнь.
Комментарий РП:
Вообще-то это не у нас так устроен бизнес, а бизнес просто так устроен.
Из стенограммы встречи:
Д. Медведев: …Это, как правило, рабочие профессии, хотя сейчас очень трудно провести грань между рабочей профессией и инженерной профессией, все это стерлось, требует высочайшей квалификации. Но нам здесь нужно двигаться вперед, потому что прежняя система профессионально-технического образования в значительной степени себя исчерпала, где-то подразвалилась, новая система сейчас только создается, и мы должны брать лучшее из того, что делается в мире, и создавать свою систему профессионально-технического образования. В этом смысле мы внимательно с вами занимались темой, связанной с чемпионатом по рабочим профессиям, так называемым чемпионатом WorldSkills. В результате наша страна все-таки победила и будет проводить у себя такое соревнование. Надеюсь, что мы этим сможем воспользоваться, для того чтобы подтолкнуть к развитию систему профессионально-технического образования.
А. Никитин: Дмитрий Анатольевич, благодаря Вашему решению союз рабочих профессий — союз «Ворлдскиллс Россия» был создан. Он уже с начала года активно работает, и команда наша неплохо выступила в Бразилии на мировом чемпионате. Мы завоевали шесть призовых мест. Это немного, но это гораздо лучше, чем наше первое выступление в 2013 году.
Комментарий РП:
Вот так, походя, серьезнейшая проблема катастрофического положения со средним специальным образованием в стране сведена к подготовке к мировому чемпионату по рабочим профессиям. Не знаем, во сколько это обошлось налогоплательщикам (АСИ — это бюджетная организация), но вряд ли напускной лоск иностранного названия соревнований по профмастерству способен убедить простых работяг, что их достижения интересны чиновникам и будут справедливо оплачены работодателем. Скорее, это способ развлечь блатных пэтэушников. К тому же на примере Олимпиады видно, что гигантские вложения в спорт высших достижений слабо способствуют развитию массового спорта в стране.
Мнение (рекомендации) экспертов РП:
Наверное, АСИ знает, какими тайными операциями оно занимается. Просто нам об этом не рассказывают, ибо трудно поверить, что миллиардные затраты идут на борьбу с задержками разного рода подключений и подготовкой к чемпионату WorldSkills.
Правда, тогда непонятно, зачем Дмитрий Анатольевич вообще с ними встречался. Ну пусть это будет секретом. Таким же, как его встречи по Сколково, с Открытым правительством и еще кучей «национальных предпринимательских инициатив» его бизнес-контактов. Сегодня понятно одно: только они, похоже, переживут девальвацию национальной валюты и непрерывно растущую инфляцию. Ну и еще, может быть, друзья Эльвиры Сахипзадовны.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, не интересно ли Вам попробовать — для обсуждения улучшения инвестиционного климата в стране — встретиться не с победителями мирового чемпионата, прости господи, WorldSkills, а с председателем Банка России и профильными министрами?
Может — пока президент России занят на внешних фронтах — пора подготовить для него и общества какой-то планчик по выходу из внутриэкономического коллапса? Внести ясность в оценку перспектив экономической ситуации в стране. А то официальные прогнозы из уст «говорящих голов» правительства нередко бросают нас в дрожь: «Экономика на дне, но снизу постучали» (министр экономики); «Мы преодолели макроэкономический шторм, так что теперь у нас микроэкономический штиль» (председатель Банка России); «Денег нет и не будет» (министр финансов).
«New normal», — сказал премьер-министр. Если раньше на всем мировом хозяйстве отражался кризис американской экономики, то сегодня кризисные явления мы можем инициировать и сами. Или вместе с Китаем.
Но если финансово-экономический блок нашего правительства никому ничего пообещать не может, то как честные люди они должны… уйти работать в АСИ и готовить мировой чемпионат WorldSkills в России.
Комментарии