Я давно уже перестал бояться умереть

На модерации Отложенный

Первым, что я увидел 29 марта, включив телевизор, была новость о терактах в московском метро. Вначале мелькнула мысль - неужели решили повторить новости сколькотолетней давности? Но сбивчивая речь журналиста подтвердила - информация свежая, тридцать с чем-то погибших, вдвое больше раненых.

Сразу же накатили воспоминания - не московские, нет. Таких у меня не было. У нас была своя война, вроде бы отличная от взрывов в метро и подрывов целых многоэтажек в Москве. Но суть у них одна - люди вокруг тебя гибнут, ты не можешь понять, почему это происходит, и не можешь ничего изменить или что-то исправить.

Я давно уже перестал бояться умереть. Когда около полугода назад случился теракт возле театра в Грозном, уже на следующий день я пошел смотреть на место взрыва. У меня не было шока, было лишь сожаление по поводу гибели людей. И судя по количеству людей на месте теракта, их обуревали похожие чувства.

Не случилось у меня шока и после нынешних терактов в Москве, лишь скорбь и понимание трагедии тех людей, что потеряли родных и близких в вагонах метро.

Я поговорил с домашними, позвонил нескольким знакомым. Мы говорили о случившемся именно теми словами, что я только что озвучил выше.

После этого я зашел в интернет, и понял, что у москвичей была совсем иная реакция. Их-то шок накрыл с головой. Не соображая и не используя логику, они искали виноватых. На первый взгляд, в этом была практическая польза - найди виноватого, устрани его, и больше подобное не повторится.

Но проблема была в том, что поиски вылились в банальное и оттого трагичное указывание пальцем - "ату его, ату". Пресловутый "чеченский след" тут же проявился на песке негативных этнических стереотипов российского общества. "Во всем виноваты чеченцы", "отделить их", "бить надо чертей" - запестрело на форумах и в блогах. Расплывчатых слов руководства российских спецслужб о возможном северокавказском следе хватило для того, чтобы говорить "официальные власти тоже так считают".



И вот эта вот глупость (иначе и не назовешь) раздражает, да что там раздражает, бесит, больше всего. Хочется спросить - неужели чувство страха настолько сильно в вас, что заглушает все остальное - логику, желание разобраться, объективность?

Мнение масс всегда немного примитивно и не предполагает наличия нюансов и тонкостей. Видимо, сам закон больших чисел в этом виноват. Не бывает у толпы разных мнений. Если кто-то виноват, то только один. Но разве жертвам этой толпы легче оттого, что в ее проблемах виновата математика.

Так и в Чечне. Я не сторонник заламывания рук с криками - "что мы за несчастный народ" и "почему нас все обижают (считают виноватыми)". Но иногда хочется присоединиться к этому всеобщему возгласу - "почему никто не жалеет нас, никто не скорбит по нашим жертвам".

Ведь за последний год несколько терактов случились и в Грозном. Конечно, они не были столько массовыми, как нынешний в московском метро, но и в Чечне гибли люди.

"Как же так? - звонит мне знакомая. - Вначале нас бомбили две войны подряд, и мы сами же были в этом виноваты. Сейчас нас взрывают и в Грозном, и в Москве, и снова почему-то обвиняют нас же. Где справедливость?"

Можно вспомнить слова Рамзана Кадырова (хотя я вовсе не его сторонник), который, отвечая на вопросы о том "не рано ли в Чечне КТО отменили, раз теракты случаются", ответил, что "теракты могут быть где угодно - хоть в Москве, хоть в Лондоне, никто же там КТО не собирается проводить".

И действительно, если рядовой житель Чечни послушает и почитает выступления некоторых военных и политиков о том, что рано отменили в Чечне режим КТО, то он неизбежно задумается о том, кому на руку эти теракты в метро.

А если сегодня на улицах Грозного провести опрос - "можно ли считать общественное мнение на тему терактов проявлением двойной морали общества в Российской Федерации", "за" высказалось бы девяносто девять процентов.