Игорь Яковенко: Инерция большой лжи

На модерации Отложенный

Категория: Авторские Блоги > Игорь Яковенко (Медиафрения)

Игорь Яковенко: Инерция большой лжи
Среди тех, кто пытается разобраться в устройстве путинского режима, существует упрощенное понимание того, как соотносятся власть и пропаганда. Многие убеждены, что пропагандистская обслуга строго исполняет все указания хозяев, и если завтра вдруг поступит указание перестать врать, и с завтрашнего утра, вот прямо с 9.00, начать говорить и писать одну только правду, то это указание будет непременно исполнено.

Многолетний опыт наблюдений за кремлевскими медиа убеждает меня, что этого не произойдет. Будут продолжать врать. По инерции. «Машинально», как растерянно объяснял Остапу Бендеру свою дурацкую копеечную кражу в трамвае Шура Балаганов, только что получивший от своего энергичного компаньона долгожданное «блюдечко с голубой каемочкой».

На минувшей неделе все читающие по-русски потешались над «Известиями», которые два дня подряд не вылезали из грязной лужи, в которой оказались в результате своей лжи. Два дня подряд, 17 и 18 ноября «Известия» публикуют материалы, в которых рассказывают, что США поддерживают российских ЛГБТ-активистов. И все бы ничего, вся эта обычная известинская мешанина из полуправды и чистой лжи никого бы не заинтересовала, если бы «Известия» не решили бы зачем-то опубликовать «сенсацию», да еще и «подтвердить» ее «документом».

В номере от 18.11.2015 был опубликован материал, в котором сообщалось, что «по заказу Госдепартамента США наиболее эффективных членов правительства и администрации президента пытаются обвинить в нетрадиционной секс-ориентации». «Наиболее эффективными членами» оказались вице-премьер Рогозин и замглавы администрации президента Володин.

Читатель «Известий» поверил бы на слово, поскольку твердо знает, что нет такой гадости, на которую не был бы способен Госдеп ради того, чтобы досадить русскому человеку. Тем более что в «Известиях» заручились свидетельствами полудюжины авторитетных политологов во главе с Сергеем Марковым и Сергеем Черняховским, которые подтвердили, что да, действительно, за этой гнусной клеветой стоит Госдепартамент США, больше некому.

«Известия» публикуют тысячи подобных глупостей, к этому все привыкли и никто внимания не обращает, но в этот раз решили подтвердить вранье документально. И опубликовали «переписку» одного из активистов российского ЛГБТ-сообщества Алексеева и представителя Госдепа, якобы вскрытую хакерами. Опубликованным «документом» заинтересовались в посольстве США и нашли его столь забавным, что решили откомментировать. Дело в том, что в редакции «Известий» не нашлось человека со знанием английского языка, поэтому «липа» была изготовлена с огромным количеством орфографических ошибок. В посольстве все ошибки исправили и вместе с правкой опубликовали, наложив на этом «документе» резолюцию следующего содержания: «Уважаемые «Известия», в следующий раз, когда будете использовать фальшивые письма, присылайте нам — будем рады помочь исправить ошибки. Искренне Ваш, Госдеп».

В последние дни налицо явное рассогласование векторов российских дипломатии и пропаганды. МИД РФ усиленно пожимает руки западным дипломатам, а уж каждое рукопожатие Путина с Обамой подается как событие, сравнимое по значимости разве что с полетом Гагарина. Российские СМИ в это же время ведут себя как оторвавшаяся корабельная пушка — палят в разные стороны, только успевай уворачиваться. Бьют прямой наводкой по тем самым США, рукопожатие с главой которых преподносится как величайшее достижение нашего президента.

Вот, программа «Политика» на Первом канале от 18.11.2015 с Петром Толстым и Александром Гордоном. Обсуждают, естественно, проблемы борьбы с терроризмом. Александр Гордон размышляет о том, как нам лучше победить ИГИЛ, в одиночку или в коалиции. «Если мы сами можем справиться с ИГИЛ, стоит ли нам вступать в коалицию с США? А то потом, когда нашими руками победят исламское государство, будет опять что-то вроде Фултонской речи Черчилля, после которой началась холодная война».
Гордон не сомневается ни в том, что мы сами справимся с ИГИЛ, ни в том, что после победы США снова начнут холодную войну.

К ответу на этот вопрос Гордон привлекает Стефана Эберта, которого представляет как «американского аналитика». Аналитик некоторое время улыбчиво бормочет нечто невнятное, при этом явно пытается понять, какого ответа от него ждут организаторы передачи, на которую его столь любезно позвали. И, сообразив, наконец, выдает правильный ответ: «Нет, не стоит объединяться, лучше вы сами». Таких дежурных американских аналитиков по вызову на российском ТВ полный Валдайский клуб, но вот этот Стефан Эберт, пожалуй, самый рьяный и безотказный: в любой момент готов подтвердить любую лживую гадость про США. Поэтому в последнее время его зовут все чаще.

Но бенефициаром этой передачи был все же не американский аналитик по вызову, а сотрудник радиостанции «Серебряный дождь» Юрий Пронько. Его выступление носило характер манифеста, и было ответом на пораженческое заявление Леонида Гозмана, который усомнился в том, что акция возмездия, провозглашенная Путиным в отношении террористов, уничтоживших Аэробус и погубивших 224 россиян, будет успешно завершена. «Я не уверен, что их найдут», — сказал Гозман, и тем бросил вызов всем патриотам, находящимся в студии.

Перчатку поднял Юрий Пронько. Он произнес гимн верности карательным органам и призыв сплотиться вокруг них. Его речь была произнесена в интонациях, с которыми советские дети в 30—50-х годах читали клятву юных пионеров. В более поздние советские времена такого энтузиазма у пионеров уже не было. А у Пронько он был, когда он торжественно заявил: «Я доверяю органам безопасности Российской Федерации! Давайте мы объединимся вокруг нашей страны! В нынешних реалиях надо закончить все внутренние дискуссии. Я надеюсь, что наши органы безопасности способны на ювелирную работу. И давайте не будем нагнетать внутри страны!»

Стоит ли говорить, что такая пламенная речь Юрия Пронько была встречена бурными продолжительными аплодисментами в студии. И, конечно, это была отповедь отщепенцу Гозману, которая должна была пробудить искру патриотизма в его черством сердце. Должна была пробудить, но не пробудила. Гозман все не унимался. Во-первых, он зачем-то напал на нашего доброго союзника, на «Хезболлу», назвав эту организацию террористической, и привел какие-то примеры терактов, которые «Хезболла» совершила.

Ведущий, Петр Толстой пытался унять Гозмана, но тот, прежде чем унялся, успел сказать, что не согласен с Пронько и считает одним из самых опасных последствий терроризма то, что мы выполним желание террористов и будем ходить строем.

Почему Гозману не нравится ходить строем, мы так и не узнали, поскольку его призвал, наконец, к порядку ведущий Александр Гордон и потребовал, чтобы он, Гозман, «начал с Америки». Почему Гозман должен «начать с Америки», что именно он должен с ней «начать», Гордон не уточнил, но всем и так стало ясно, что либо с Америкой, либо с Гозманом, либо с ними обоими происходит что-то неладное, и не исключено, что это связано с тем, что Гозман не любит ходить строем.

А ведущий Петр Толстой переключился на Францию, президент которой, как известно, собрался навестить Путина с дружеским визитом и горячо поддержал идею коалиции с Россией. И в связи с этим заслужил строгое порицание со стороны Петра Толстого. «Призыв Франции к коалиции означает, что Франция ничего не может», — догадался сообразительный ведущий. Следуя этой логике, надо было бы признать, что Россия, которая устами Путина и Лаврова призывает к коалиции уже который месяц, находится в состоянии полной импотенции.

Но логика это пространство, в котором живет истина. Обитатели российского телевизора живут в пространстве лжи, являются своеобразными эндемиками лжи. И в другой среде жить уже никогда не смогут. Поэтому, когда весь этот морок рассеется, всех этих обитателей необходимо будет из телевизора аккуратненько удалить. Всех до единого, до последнего оператора и монтажера. И заселить это пространство совершенно новыми людьми. Это должна быть одна из первых задач в послепутинской России.<hr/><hr/>