Уголовно - террористический кодекс
На модерации
Отложенный
Законодательство о борьбе с терроризмом может быть изменено, сообщил Дмитрий Медведев. Предложения готовят Верховный и Высший арбитражный суды. Проект сенаторов о возвращении к смертной казни террористов в Кремле называют «личной инициативой».
Президент предложил подумать об усовершенствовании законодательства, касающегося борьбы с терроризмом. «Я думаю, нужно уделить внимание и некоторым вопросам совершенствования законодательства, направленного на предупреждение терроризма, в том числе касающегося четкой работы различных ведомств, которые должны заниматься расследованием такого рода преступлений», — сказал Медведев, открывая совещание по совершенствованию судебной системы во вторник.
Совещание, где принимали участие главы ВС и ВАС Вячеслав Лебедев и Антон Иванов, генпрокурор Юрий Чайка, глава администрации Сергей Нарышкин, его первый зам Владислав Сурков, помощник президента — начальник государственно-правового управления Лариса Брычёва, а также советник и бывший глава ВС Вениамин Яковлев, было запланировано заранее, темы усиления борьбы с терроризмом в повестке дня не значилось.
«Есть также резон еще раз вернуться к проблемам, связанным с отправлением правосудия по террористическим статьям, по статье о терроризме и примыкающим преступлениям, поговорить о необходимости совершенствования такого практики», — заявил президент.
«В этом плане консультации с представителями судейского сообщества, мне кажется, будут нелишними», — отметил Медведев. Пресс-секретарь президента в беседе с «Газетой.Ru» Наталья Тимакова уточнила, что предложения только будут вырабатываться ВАС и ВС. Срок их обсуждения пока не известен.
С первыми после кровавых терактов в метро законодательными инициативами выступил во вторник Совет федерации. Глава комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков сообщил, что в ближайшее время будут разработаны поправки об ужесточении наказания по ст. 205 УК (террористический акт). Он назвал это решение «реакцией на вчерашние трагические события в Москве». По его словам, сенаторы предлагают дополнить ст. 205 новым квалифицирующим признаком — массовая гибель людей, где в качестве высшей мерой наказания будет указана смертная казнь (заменяемая в РФ пожизненным заключением).
Также комитет хочет указать, что люди, совершившие теракт, повлекший массовую гибель людей, не должны иметь права на помилование.
Сейчас пункт 3 этой статьи описывает теракт как деяние, которое повлекло умышленное причинение смерти человеку, и предусматривает в качестве максимальной меры наказания пожизненное заключение.
«Если происходят такие страшные преступления, мы должны предложить обществу новый вариант уголовного наказания, чтобы люди, которые идут на теракт, знали, что их ждет», — пояснил Лысков
Сенатор пояснил «Газете.Ru», что их инициатива будет носить профилактический характер.
По его мнению, угроза высшей меры может оказать воздействие на организаторов теракта. Текст законопроекта будет оформлен в ближайшее время, а затем отправлен в Верховный суд и правительство за соответствующими заключениями. «После в зависимости от заключений законопроект будет направлен в Думу», — сказал Лысков. Вице-спикер верхней палаты Александр Торшин уточнил «Интерфаксу»: законопроект в стенах СФ не готовится. Но в рамках комитета по правовым и судебным вопросам создана рабочая группа, которая займется рассмотрением вопроса по совершенствованию уголовного законодательства в области борьбы с терроризмом. «Особенно это касается тех терактов, которые повлекли за собой массовую гибель людей, но, повторяю, речь идет об ужесточении наказания, а не о введении смертной казни и снятии моратория на нее», — добавил он.
В Госдуме идею сейчас не поддерживают. «Кого казнить? Тех, кто идет на смерть? Мне кажется, что это вклад в борьбу с терроризмом не несет, а будет более жестокий настрой общества, что сейчас не нужно. Не все в порядке с этой законодательной инициативой», — говорит глава комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному праву Госдумы Павел Крашенинников.
Даже если поправка будет внесена в Уголовный кодекс, реализована на практике она быть не может. В ноябре 2009 года Конституционный суд вынес определение, в соответствии с которым казнь как мера наказания применяться не может. По мнению суда, эта мера не действует в России даже несмотря на то, 1 января 2010 года, после того как в Чечне появилась возможность формировать коллегии присяжных, истек временный мораторий на ее применение. В определении КС говорится, что за 10 лет действия моратория «сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Россией, происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер и рассчитанной лишь на некоторый переходный период». Судьи пояснили, что, согласно Конституции, в случае спора государственного закона и международного акта предпочтение отдается последнему. Россия же подписала Европейскую конвенцию о неприменении смертной казни, хотя и не ратифицировала ее.
Лысков утверждает, что вносить поправку сенаторы все равно имеют право. «Постановление КС является руководящим при правоприменении, но ни в коей мере не ограничивает законодателя в своей законодательной инициативе», — пояснил он.
По словам Тимаковой, оглашенные предложения СФ — «личные инициативы» сенаторов.
Комментарии